“Я согласна гореть, сгорать, не замечая трудностей. Кстати, «Елена» в переводе с греческого означает «факел». Я бы хотела быть достойной своего имени”. – Сказала однажды актриса Елена Майорова. Слова оказались пророческими…
Елена Майорова родилась 30 мая 1958 года в Южно-Сахалинске в семье, весьма далекой от искусства – отец работал на автобазе, мать – на мясокомбинате. Маленькая Лена, однако, грезила о лаврах знаменитой актрисы, и после школы (училась она, кстати говоря, отлично) поехала покорять Москву. С первой попытки взять столицу штурмом не получилось, и тогда Майорова, чтобы не возвращаться домой, не солоно хлебавши, поступила в ПТУ и получила красный диплом… изолировщицы! Разве с такой-то решимостью как у нее, могла вторая попытка оказаться неудачной?
Елену принял на свой курс в ГИТИСе Олег Табаков: «Она читала не особенно по мысли, а больше по настроению, по чувству. Очень не актерские интонации, странные мысли о жизни навевающие. – Вспоминал артист – И как бывает у талантливых людей, она очень заинтересованно наблюдала за проявлением чужого дара. Этим она сразу для меня выделилась».
Еще будучи студенткой, Майорова дебютирует в кино – играет эпизодическую роль в “Вам и не снилось” Ильи Фрэза, а после окончания ВУЗа устраивается в знаменитый “Современник“. Отслужив там год, молодая актриса переходит во “МХАТ“, где ей достаются крупные партии в спектаклях из современного и классического репертуара. Особенно выделяется из их числа “Орестея” – с этой постановкой Елена объездила множество стран мира,и везде критики и зрители отмечали ее необыкновенную красоту и сравнивали с Гретой Гарбо.
Елена в театре. “Страсти по Варваре”
“Бесноватая” по “Идиоту” Достоевского
“Тойбеле и ее демон”
“Дядюшкин сон”
“Трагики и комедианты”
Помнили о прекрасной Елене и отечественные кинорежиссеры: она снимается в фильме-катастрофе «34-ый скорый» Андрея Малюкова, трагикомедии Николая Досталя «Ожидаются похолодание и снег», комедийной мелодраме Самсона Самсонова «Одиноким предоставляется общежитие», драме Павла Чухрая «Зина-Зинуля».
Принято считать, что свои лучшие кинороли Елена сыграла в философской драме Владимира Хотиненко «Макаров», политической драме Александра Митты «Затерянный в Сибири» и мелодраме Бориса Яшина «Скорый поезд». За роль в последнем Майорова получила приз на кинофестивале «Созвездие-89».
Кино. “34-ый скорый”
“Вам и не снилось”
“Везучая”
“Зина – Зинуля”
“Последний довод королей”
“Друзей не выбирают”
“Я – вожатый форпоста”
“Привет с фронта”
“Родителей не выбирают”
“Летное происшествие”
“Затерянный в Сибири”
“Не имеющий чина”
“Макаров”
“А был ли Каротин”
“Забытая мелодия для флейты”
“Парад планет”
“Одиноким предоставляется общежитие”
“Плащ Казановы”
“Карьера Артуро Уи. Новая версия”
“Мелкий бес”
“На ножах”
“Белый праздник”
“Возвращение “Броненосца”
“Странное время“ «Почему я ее выбрала? – Говорит режиссер Наталья Пьянкова. – За глаза. Были разные кандидатуры, потому что к ней я долго подбиралась – боялась. Хотя роль написана на женщину, подобную ей, – практически для нее. «Странное время» – все о любви. И в этом его сюжет».
Первый брак Елены оказался непродолжительным. Актриса не сошлась характерами со свекровью, и они с мужем стали жить в общежитии. Супруг, однако, вскоре там не выдержал и ушел…
Как-то Елена зашла в гости к подруге по общежитию – пожаловаться на жизнь. Женщины сидели, болтали, и вдруг Елена мечтательно сказала: «Вот сейчас дверь распахнется, и Он войдет…» И тотчас раздался стук и в комнату вошел художник Сергей Шерстюк. Он-то и стал вторым мужем Майоровой. Любовь с первого взгляда! Нельзя сказать, что все в их жизни было безоблачно – случались и ссоры, и обиды… Тут надо отметить, что в последние годы жизни Майорова стала много пить. Возможно, сказалась наследственность, а, возможно, она пыталась быть как ее кумиры – Олег Даль и Владимир Высоцкий… Пока был жив ее свекор, она сдерживалась, но после его кончины перестала это делать…
Осенью 1996 года режиссер Наталья Пьянкова предложила Майоровой роль в картине «Странное время». Актрисе предстояло сыграть зрелую женщину, влюбленную в юношу. Последнего играл молодой актер Олег Васильков, он был без ума от Майоровой, и она поступила так же, как и ее героиня – ответила на чувства. Васильков говорил ей, что спасет ее – от себя самой, от пьянства, заговаривал о рождении ребенка…
23 августа 1997 года Елена Майорова скончалась. Смерть ее до сих пор остается загадкой: кто-то считает, что актриса покончила с собой (попытки она предпринимала и раньше), кто-то – что произошел несчастный случай. В течение всего дня Елена беспрерывно диктовала сообщения на пейджер Олегу. «Где ты? Приезжай». «Приезжай, я умираю». Затем – случайно или намеренно – она подожгла платье, находясь в подъезде своего дома, и, добежав до служебного входа театра имени Моссовета, который находился во дворе, лишилась сознания. С ожогами 85 процентов поверхности тела Майорову госпитализировали в Институт Склифосовского, где в тот же день она и умерла… Официальная версия – неосторожное обращение с огнем.
С Сергеем Шерстюком
«Мы с тобой ссорились, я тебя обижал, не понимая, что этого нельзя делать вовсе. Ты была живая рана, девочка без кожи, чище тебя я не знаю. Ты любила мои ласки, я любил тебя ласкать, но надо было тебя заласкать до заласканности ребенка, пропавшего и вдруг найденного…»- Из дневника Сергея.