Сегодня исполнилось бы 75 лет Владимиру Высоцкому – одному из наших кумиров XX века, актеру, поэту, музыканту, настоящему народному артисту, символу эпохи. Охватить всю его жизнь и биографию в одной небольшой статье – труд бессмысленный и непосильный: личность Высоцкого была столь обширна и многогранна, что до сих пор биографы, журналисты и писатели строчат по ней труды. Давайте просто вспомним про Владимира Семеновича сегодня и порадуемся, что он был у нас и для нас.
Владимир Семенович родился 25 января 1938 года в Москве. Отец Семен Владимирович Высоцкий был военным, полковником, уроженцем Киева. Мама Владимира – Нина Максимовна по специальности была переводчиком немецкого. В детстве маленький Володя увлекался литературой и музыкой – кто бы в этом уже сомневался. География его проживаний в стране была обширна: из московской коммуналки – на Урал во время Великой отечественной войны, затем назад в Москву. Когда родители развелись, какое-то время Володя с отцом и его второй женой в городе Эберсвальд в Германии. После чего возвратился в Москву, где проживал на Большом Каретном переулке. “Где твои 17 лет? На Большом Каретном!” – это оттуда.
Как и про всех неистово любимых нардом артистов, многие думали, что Высоцкий – самородок, не учившийся музыке и актерству специально. Между тем Владимир еще в детстве ходил в драмкружок и сбежал в школу-студию МХАТ после года обучения на механическом факультете Московского инженерно-строительного института им. Куйбышева. Также всем кажется, будто у Высоцкого – куча ролей в кино, однако это не так. Владимиру Семеновичу далеко не всегда давали главные роли и часто приглашали, когда первый актерский вариант уже слетел.
Одним из первых фильмов Высоцкого стала “Карьера Димы Горина” (1962) – у него там небольшая роль.
Самой яркой его ранней работой можно считать фильм “Вертикаль” (1966). Тогда Высоцкий зазвучал с экранов как Наше Все: артист, музыкант и поэт. “Парня в горы тяни, рискни…”
“Интервенция” (1968) – грустный фильм про наше пост-революционное прошлое, в котором Высоцкий показал трагикомическую сторону своего таланта. Знаменитые “Деревянные костюмы” – оттуда же.
“Служили два товарища” (1968), где Владимир Семенович был не главный, но все его помнят.
“Опасные гастроли” (1969) – образ, в чем-то схожий с “Интервенцией”.
“Сказ про то, как царь Петр арапа женил” (1976) – одна из самых условных и ярких работ Высоцкого. Арап (то есть негр) из него, конечно, внешностью никакой- разве что темпераментом схож. Для этого фильма Высоцкий написал две песни, но режиссер Александр Митта в итоге от них отказался, посчитав, что они гораздо лучше самой картины.
“Маленькие трагедии” (1979) – и снова Пушкин, как и в ситуации с “Арапом”. Высоцкий играет Дон Гуана.
“Место встречи изменить нельзя” (1979) – культовый мини-сериал, принесший Высоцкому уже всенародную любовь на годы вперед. Фильм растащен на цитаты, а образ Глеба Жеглова намертво приклеился к Владимиру Семеновичу. “Горбатый! Я сказал – горбатый!” Телефильм стал последней крупной работой Высоцкого в кино.
Помимо кино Выоцкий прославился и как театральный актер. В Театр на Таганке народ выстаивал километровые очередь за билетиком, чтобы посмотреть на Высоцкого. Когда театр ездил со спектаклями на гастроли – люди шли на Высоцкого. К чести Владимира Семеновича, он очень скромно относился к своей невероятной славе и просил людей уважать его коллег. Артисты “Таганки” вспоминают, как однажды они все приехали с творческим веером в какой-то небольшой городок, но пришедшие люди стали свистеть, топать и требовать Высоцкого на сцену. Владимир Семенович вышел и очень вежливо сказал, что выступающие артисты – не менее талантливые, чем он, попросил уважать своих коллег и досмотреть их выступление. После его слов в зале царила дисциплинированная тишина, прерываемая аплодисментами по смыслу.
Самая громкая театральная роль Высоцкого – Гамлет. Этот образ максимально далек от Шекспира и не менее от этого талантлив.
Но, конечно, больше всего любят Высоцкого-музыканта, человека, чьи песни проникали в душу. Когда Высоцкому не давали ролей, он отправлялся на гастроли по стране – и это не был пресловутый “чес”: люди мечтали увидеть выступление Владимира Семеновича вживую, и он не мог им отказать. На концертах Высоцкого были переаншлаги, народ висел на деревьях, стоял на близлежащих крышах и записывал выступления на бобинные магнитофоны. Почти у каждого советского человека были такие записи – их хранили даже когда вышли официальные пластинки песен Высоцкого.
Личная жизнь Владимира Семеновича, как и любой другой ее аспект, была бурной. Еще в театральном он познакомился с Изой Жуковой – они поженились в 1960 году. Точных данных об их разводе нет: поговаривают, они расстались задолго до официального расторжения брака. Этот брак был самым спокойным для обоих: всенародная слава Высоцкого еще не пришла, и супруги тихо-мирно пожили и развелись.
Второй женой стала Людмила Абрамова, от которой у Высоцкого есть двое детей Аркадий и Никита. Пара прожила с 1965 по 1970 годы.
Самой известной женой Высоцкого является актриса Марина Влади. Они были женаты с 1970 по 1980 год: про эту пару писали в газетах, снимали сюжеты на ТВ. Она – красивая француженка, он – русский поэт и актер широкой души. Вместе с Влади Высоцкий пожил в Париже и вернулся, не привыкнув к европейской жизни. Это был сумасшедший роман в письмах и встречах: Влади приезжала к Высоцкому из Парижа, он ездил к ней в гости – эта история опровергает все домыслы о том, что советские власти как-то по-особенному гнобили и унижали Владимира Семеновича. И помимо властей были желающие это сделать.
Кочевой брак с Влади не лишал Высоцкого возможности романов на стороне. Безумной любовью Владимира Семеновича стала актриса Татьяна Иваненко. Оба испытывали друг к другу мучительную страсть, не могли быть вместе и порознь. Когда Высоцуий женился на Влади, началась своеобразная жизнь втроем. Иваненко родила Владимиру дочь Анастасию, но никаких требований к нему не предъявляла, не претендовала на имущество после его смерти и до сих пор отказывается от интервью.
Последняя любовь Владимира Высоцкого – юная Оксана Афанасьева. Когда они познакомились, ей было 18, а ему – 40. Оксана долго размышляла, стоит ли ей соглашаться на свидание, но после состоявшейся встречи буквально на следующий день рассталась со своим женихом, решив, что лучше прожить один день с таким мужчиной, как Высоцкий, чем всю жизнь с серой посредственностью. Вместо одного дня судьба подарила им почти два года. Они безумно друг друга любили, и после развода Высоцкого с Влади даже хотели обвенчаться, но не успели – Владимир Семенович умер. С тех пор история с Афанасьевой долгие годы аккуратно замалчивалась и выплыла не так давно. Оксана спустя какое-то время вышла замуж за Леонида Ярмольника, страстного поклонника Высоцкого.
Умер Высоцкий 25 июля 1980 года в Москве. До этого он тяжело болел – алкоголь и наркотики. Владимир Семенович пережил клиническую смерть на гастролях, что отражено в картине “Высоцкий. Спасибо, что живой”. Из алкогольной зависимости врачи выводили Высоцкого с помощью разных наркотических веществ – таким образом, на смену выпивке пришел морфий. В начале 1980-х врачи предсказывали ему скорый конец либо от передозировки, либо от ломки. В результате 25 июля 1980 года Высоцкий скончался во сне в своей квартире. Причины смерти до сих пор окончательно не установлены и считаются спорными. Одни утверждают, что Высоцкому не была оказана квалифицированная первая помощь, другие – что актера и поэта нарочно “ушли”. Правда, как всегда, скрыта за семью печатями.
Владимир Высоцкий не был святым или безгрешным. Он пил, любил женщин, употреблял наркотики – но при всем этом он был человеком широкой и доброй души, жгучей харизмы и невероятного, огромного таланта. Таким он и останется в нашей памяти.