Какие же они противоречивые, эти люди искусства! Полгода назад соглашались с депутатами, которые запретили мат в театре и кино. А сейчас, после того как фильм «Левиафан», где не одно крепкое словцо, получил награду — «Золотой глобус» в США — и выдвинут на «Оскар», решили: надо бы брань вернуть!
— Когда с экрана льется бытовой мат, я восстаю, — говорил летом Никита Михалков. — Это омерзительно. Надо ограничить безвкусицу и мерзость!
Метания деятелей культуры
И вот теперь он же подписал открытое письмо с просьбой… разрешить сквернословие. А то принятый закон «приводит к невозможности публичной демонстрации кинематографических произведений, обладающих высокими художественными достоинствами, но при этом реалистично демонстрирующих негативные проявления жизни, включая использование героями нецензурной брани».
— Есть мат как крайнее выражение состояния чувств человека — страха и боли. Это в кино позволительно, — объясняет теперь Никита Сергеевич. — Но когда мат — способ общения, это отвратительно и омерзительно.
С Михалковым согласились Федор Бондарчук, Карен Шахназаров, Олег Табаков и Владимир Хотиненко.
Такие метания деятелей культуры не понял Сергей Доренко. Радиоведущий отругал режиссеров. При этом слов не выбирал.
— Федор Бондарчук, Никита Михалков, Карен Шахназаров и прочие, подписавшие это письмо, — извращенцы! — сказал Доренко в эфире радио «Говорит Москва». — Заклеймим их! Напишем татуировку на лбу Федору Бондарчуку со словом на букву Цензура*! Никите Михалкову — тоже слово на букву Цензура*! Хотя нет, ему — слово на букву Цензура*!
Сергей возмущен: как же так? В Советском Союзе создавали произведения, ставшие классикой, и в них — ни грамма мата!
— Я хочу спросить этих людей, привыкших к грязи, этих свиней, копающихся в ней. Федор Достоевский и Лев Толстой, с вашей точки зрения, — эмоциональные кастраты? Они не могли выразить эмоции без мата? — говорит Доренко. — «А зори здесь тихие» — там что, трехэтажный мат стоит? Надо было, чтобы родились Михалков, Шахназаров и Бондарчук, чтобы наконец русский язык заблистал? Я не мог пережить позор, когда видел ругающуюся Ахеджакову в фильме «Изображая жертву». Я видел, как с ее прелестных губ, которые должны источать чистоту, выходил мат. Я обращаюсь к Федору Бондарчуку, Никите Михалкову и другим. Привыкли хавать капустный лист на помойке, доставать чужие бутерброды, покрытые плесенью? Дерьма вам не хватает? Хотите это выложить на экраны? Человек — это звучит гордо! Но не у вас! У вас человек — подонок, помойка, матершинник! Какая гадость!
Если звезда ругается…
Скандал из-за… мата! Отвечать журналисту режиссеры не спешат. С одной стороны, Доренко прав. Советским деятелям искусств хватало таланта без мата. А с другой, ведь многие действительно ругаются. Например, когда пилоты спасают падающий самолет, — записи «черных ящиков» страшно слушать!
А возьмем телевидение и прессу. Если звезда публично ругается матом в адрес простого человека и ничего не боится, почему это надо от зрителей скрывать?