— Я счастливый человек, — говорил Яак Йоала. — И благодарен Богу за всё!
Хотя в жизни звезды было много противоречий. Его с позором выгнали из музыкального училища, а он стал «кремлевским соловьем»! В СССР входил в «золотую» десятку исполнителей, а в Эстонии ему запрещали выступать. Был скромным, но порой выкидывал такие коленца, что все вокруг впадали в ступор. А про песню, сделавшую его суперзнаменитым, говорил: «Это ниже всякого уровня!»
«Поет, как ангел, то, с чем мы боремся!»
Петь Яак Йоала начал с детства. Родители — мама-музыковед и папа — учитель пения — были в восторге, что у их сына — идеальный слух. В доме часто звучали оперы, и малыш пел их!
— За что и оказался в музыкальной школе, — фыркал Яак. — Учился играть на флейте! Родители решили, что в Эстонии мало флейтистов, так что работа будет у меня всегда. Какое же это было мучение! Как я выдержал, не знаю и толком не помню!
Но именно флейта помогла Йоале попасть в ансамбль, который исполнял шлягеры групп «Битлз», «Лед Зеппелин» и «Роллинг Стоунз».
— Да уж, — смеялся артист. — Всё, чуждое советской идеологии! И вот играл я там на флейте, играл, а затем вдруг заменил солиста! Мне было 14 лет.
Яак вел себя, как настоящая западная звезда. Модные «расхристанные» рубашки, узкие джинсы, кожаные куртки, длинные волосы и сигарета в зубах. А как он носился на картингах!
— Вы уверены, что музыка — это ваша стезя? А не гоночные машины?! — спросили в приемной комиссии музучилища, когда Йоала подал документы.
Он с блеском поступил, но диплом так и не получил. Яак участвовал в многочисленных конкурсах и пел — о ужас! — рок на английском языке. И побеждал! В итоге оказался на педсовете.
— Патлы состричь, враждебные рулады прекратить! — велели ему. — Наше училище такой музыкой не занимается!
— Тогда до свидания! — сказал студент.
— Вон отсюда! — указали «наглецу» на дверь.
И Яак Йоала ушел в армию! Служил в Таллине, пел в военном оркестре. Эстонское телевидение часто снимало сюжеты о «солдатских буднях талантливого исполнителя» для молодежной передачи.
Закончив службу, Йоала опять стал побеждать в конкурсах. И после очередного Гран-при очутился в Москве.
— Записывался для телевидения в концерте с артистами, гремевшими на весь Советский Союз, — вспоминал Яак. — Но меня вырезали! Потом объяснили, что главный редактор музыкальных передач все вздыхала: «Ох, ну какой хороший мальчик! Прямо онегинский тип! Поет, как ангел! Но именно то, против чего мы, увы, боремся!»
Анне Вески: «Яак — большая звезда!»
Однако это не помешало в 1975 году отправить Яака на фестиваль песни в польский Сопот. И там эстонец взял специальный приз жюри. С этого момента на 25-летнего парня обрушилась всесоюзная слава!
Голос Йоалы произвел сильное впечатление на композиторов Давида Тухманова, Александра Зацепина, Виктора Резникова и Раймонда Паулса. Они написали для «чудного эстонца» хиты!
Йоала звучал из всех приемников. Без Яака не обходился ни один большой телеконцерт. Шлягеры «Еще не поздно», «Как жаль», «Я тебя рисую», «Подберу музыку», «Фотографии любимых» распевала вся огромная страна. А уж когда на экраны вышел фильм-мюзикл «31 июня» и выпустили две пластинки с песнями из него, прибалтийского орфея узнали даже во Франции.
Популярность Яака Йоалы стала сумасшедшей. И ему прощали даже… «буржуинские замашки»! Например, певец мог заявить, что ему не нравятся цветы в номере гостиницы, серые полотенца и постельное белье «со странным запахом». Неслыханная наглость в советское время! Но сотрудники гостиниц сломя голову мчались исполнять все просьбы знаменитости.
— О да! — вспоминает Анне Веске. — Яак — большая звезда! Мы на его фоне были обычными исполнителями. При этом Йоала оставался скромным, сдержанным человеком, простым в общении. Закрытый, правда, очень. К себе особо никого не подпускал. Однако иногда модничал, и все носились вокруг него, старались удовлетворить все прихоти. Вытворял он порой такое!.. Но не мое дело рассказывать об этом! Главное, что его все равно все любили и везде ждали с нетерпением.
А уж как Яака Йоалу уважали в Кремле — приглашали на приемы и банкеты! Зато в родной Эстонии часто демонстрировали презрение!
— Наши чинуши от культуры старались любым способом насолить, — вздыхал артист. — Однажды филармония, где я числился, меня даже дисквалифицировала. И я целый год сидел дома, не имея права петь!
«Дурацкие, пошлые, пустые песни!»
А «точкой невозврата» стал новогодний «Огонек» 1986 года. С Софией Ротару Яак Йоала исполнил «Лаванду». Что тут началось! Песня стала суперпопулярной. И пошли слухи, что между двумя звездами — роман.
— А это неправда, — говорит София Михайловна. — Мы дружили семьями и с удовольствием отмечали вместе праздники. Яак с супругой даже как-то приезжал к нам в Ялту на Новый год.
«Лаванду» в итоге Йоала… возненавидел!
— Это уже слишком! — ругался он. — Песня ниже всякого уровня! И вдруг — такая популярность! Так чему удивляться, что ровно через два года я ушел? Ведь все песни стали такие же! Дурацкие, пошлые, пустые, дешевые! Противно до одури! Петь это я не мог и не хотел. А ломать себя ради чего? Ради денег? Нет уж! Слава? Да мне хватило! Внимание людей мучило уже даже чисто физически!..