Вы находитесь здесь: Главная > Новости > 500 эскимо: Вячеслав Тихонов

Сегодня, 8 февраля, исполнилось бы 85 лет Вячеславу Тихонову, нашему любимому Штирлицу, князю Болконскому и Матвею Морозову. Актеру, который одинаково убедителен был как в ролях “белой кости”, так и тружеников от сохи. А еще Тихонов был изысканно, благородно красив – вся женская половина страны по нему вздыхала! Разве можно поверить, что когда-то ему отказали в приеме во ВГИК на основании “нефотогеничной внешности”? И, тем не менее, это так!

Мать Вячеслава была воспитательницей в детском саду, отец  – механиком на ткацкой фабрике. Они, мягко говоря, удивились, когда сын, посмотревший не по  одному разу все фильмы в ближайшем кинотеатре, объявил о желании стать артистом. Помогла будущему кумиру миллионов бабушка: она сказала, что если родители запретят Славе сделать то, чего ему хочется, он будет помнить об этом всю жизнь, считая, что отец с матерью встали на его пути к мечте. И вот Тихонов отправился поступать во ВГИК, и там-то ему и указали на дверь, сославшись на нефотогеничность. Отчаяние горе-абитуриента длилось недолго: расстроенного Вячеслава увидел в коридоре ВГИКа  профессор Борис Бибиков и зачислил к себе на курс.

Еще будучи студентом, Тихонов снялся в первом своем крупном проекте – экранизации романа Александра Фадеева “Молодая гвардия” (1948) и получил за роль молодогвардейца Осьмухина Сталинскую премию. Однако всесоюзную популярность ему принес тракторист Матвей Морозов из “Дело было в Пенькове” (1957). Шебутной выдумщик и балагур Матвей, разрывающийся между чувствами к жене Ларисе и приехавшей из города интеллигентке Тоне, удался Тихонову на все сто, а ведь, как говорили все, кто близко знал Вячеслава, ничего общего у него с героем не было – он был тихим, скромным и застенчивым. Может, именно поэтому роль Матвея Тихонов считал своей лучшей актерской работой.

В фильмографии  Вячеслава Тихонова более 70 ролей, и нам, конечно,хотелось бы рассказать вам обо всех и каждой, но, боимся. для нас это задача непосильная. Поэтому с вашего разрешения остановимся чуть поподробнее только на некоторых. В 1997-м Тихонов снялся в картине Станислава Ростоцкого «Белый Бим, Черное ухо», поставленной по повести Гавриила Троепольского. Говорят, при написании автор вдохновлялся историей пса Хатико, ставшего символом преданной любви и верности в Японии.

«Мне нужно было за очень короткий срок подружиться со взрослой собакой. – Рассказывал о работе над фильмом Тихонов. – Причем не просто подружиться, а сделать так, чтобы у зрителей не оставалось никаких сомнений, что эта собака — моя. Задача непростая! Пес очень тосковал по своему хозяину, который сдал его на полтора года напрокат. Все старались: кто колбаской угостит, кто сосиской, кто сладостями. Значит, идти этим путем нельзя. И здесь помогла любовь к животным. Приходя на площадку, я первым делом стал гулять с собакой. Через некоторое время пес стал ждать меня. А когда начались сами съемки — он по всей студии искал меня и всегда находил. В фильме видно, что Бим относится ко мне как к хозяину, а я в кадре делаю вид, что совсем на него не обращаю внимания. Но я точно знал, что вот сейчас заверну за угол — и он помчится за мной».

Заметим, “Белый Бим” номинировался на “Оскар” как лучший фильм на иностранном языке.

“Доживем до понедельника” (1969) – здесь Тихонов сыграл твердого и принципиального учителя истории Илью Семеновича, в которого влюблены сразу две его коллеги по работе. Фильм снимал все тот же Станислав Ротоцкий, который также занял актера в таких своих картинах, как “Майские звезды” (1959) и “На семи ветрах” (1962).

“Они сражались за Родину” Сергея Бондарчука

Последняя роль – “Андерсен. Жизнь без любви” Эльдара Рязанова, где Вячеславу Васильевичу досталась роль Бога.  В ноябре 2009 года он был госпитализирован в реанимацию Центральной клинической больницы с повторным инфарктом миокарда. 28 ноября ему была срочно проведена операция, так как появились осложнения. Актер находился под постоянным наблюдением врачей, но состояние его оставалось тяжелым. 4 декабря 2009 года он скончался…

 И, наконец,  две самые-самые роли!

“Войну и мир” Льва Толстого Тихонов почитал своим любимым литературным произведением. И, конечно же, он с энтузиазмом принялся играть одного из главных героев романа – Андрея Болконского – в экранизации Сергея Бондарчука. За четыре года трудов (именно столько длился съемочный процесс) Тихонов вымотался совершенно:  «Толстой заставлял меня порой делать то, что мне не свойственно. Я играл Болконского, а сам задавал себе вопрос: мог бы я так же, как он, ежедневно писать с войны письма отцу? Наверное, нет. Я воспитывался в рабочей обстановке. Нас не столько школа воспитывала, сколько улица”. И, тем не менее, глядя на экран, задумывался ли кто-то, что на самом деле перед ним не князь вовсе, а бывший уличный парнишка с наколкой на руке?

Но самой-самой запоминающейся стала в глазах народа, конечно, роль Тихонова в сериале “Семнадцать мгновений весны”, поставленному Татьяной Лиозновой по произведению Юлиана Семенова. Говорят, генсек Брежнев так проникся, что повелел было разыскать разведчика Исаева и присвоить ему звание Героя Советского Союза. Когда же Леониду Ильичу сказали, что никакого Исаева-Штирлица в действительности не существовало, это просто персонаж книги и фильма, он расстроился: “А жаль!”

Тихонов не был первым кандидатом на эту роль – Штирлица могли сыграть Иннокентий Смоктуновский или Арчил Гомиашвили, но в итоге Лиознова все же предпочла Вячеслава Васильевича. Огромное ей человеческое спасибо! Но если для нас, зрителей, другого Штирлица не было, нет и не может быть, то сам Тихонов эту роль особенно не выделял:

“Это была обычная актерская работа. Дали роли, мы их должны были исполнить. Сценарий был написан точно по роману. Поэтому ничего особенного от меня не требовалось. Только поверить в предлагаемые обстоятельства мне, человеку, который много моложе своего героя и через все это не проходил. Мне надо было убрать из-под Штирлица пьедестал, контурность, суперменство, которые так и лезли изо всех фильмов про разведчиков…»
И это ему блестяще удалось! Ну а что было потом, вы знаете – грандиозный, невероятный успех, бешеная популярность и сотни, если не тысячи анекдотов “Про Штирлица” – самый верный признак нежнейшей народной любви. Больше анекдотов разве что про Чапаева и Петьку-)

Разведчик Исаев лично знал восемь языков!

Гестапо обложило все выходы, но Штирлиц вышел через вход.

За кружкой пива Мюллер спрашивает:
– Скажите Штирлиц, а какой Ваш любимый фильм?
– “Волга-Волга”, хотел было ответить Штирлиц.
Но вовремя опомнился и сказал – Фольксваген-Фольксваген!!!

– Кто здесь ходит? Случайно не Штирлиц? Голос из темноты:
– Вы же знаете, что если даже это я, то все равно не скажу.

Мюллер Штирлицу:

– Вы знаете, Штирлиц, у меня для вас две новости: одна плохая и одна очень плохая. С какой начать?
– Ну, пожалуй, с плохой…
– Русская радистка все рассказала!
– А очень плохая новость?
– Рассказала не нам, а вашей жене!

Айсман подошел к Штирлицу сзади и выстрелил ему прямо в затылок. “Разрывная,” – пораскинул мозгами Штирлиц.

Шелленберг вызывает сотрудника.
– Назовите двузначное число.
– 45.
– А почему не 54?
– потому что 45!
Шелленберг пишет характеристику “характер нордический” и вызывает
следующего.
– Назовите двузначное число.
– 28.
– А почему не 82?
– Можно, конечно, и 82, но лучше 28.
Шелленберг пишет характеристику “характер близок к нордическому” и
вызывает следующего.
– Назовите двузначное число.
– 33.
– А почему не… А, это Вы, Штирлиц…

– Штирлиц, а вы почему не закусываете? – с подозрением спрашивает
Мюллер. – Вы что, русский?
– Мы, немцы, – народ экономный, – выкрутился Штирлиц.

Мюллер вызвал Штирлица и спросил:
– Штирлиц, где мы с Вами могли раньше встречаться?
– Может быть в Испании в 36-м?
– Нет, Штирлиц, раньше.
– Может быть в Китае в двадцатых?
– Нет, Штирлиц, еще раньше.
– Не знаю.
– Ну что же ты, Петька!
– Василий Иванович!

Личное дело “Штирлица”

Тихонов был женат на знаменитой актрисе Нонне Мордюковой. Они познакомились на съемках “Молодой гвардии” – она была Ульяной Громовой, он – Володей Осьмухиным

Вячеслав и Нонна прожили вместе 13 лет, у них родился сын Владимир, который, увы, в 1990 году скончался от передозировки наркотиков.

Когда стал разваливаться брак со второй женой – сотрудницей «Совэкспортфильма», – Тихонов просто собрал свои вещи и уехал жить на дачу, оставив квартиру супруге и дочери анне. Анна Тихонова тоже стала актрисой, а впоследствии  организовала небольшую студию «Актер кино», художественным руководителем которой стал ее  отец. На фото Тихонов с дочерью.

И еще немного фотографий

 

 

 

По материалам: starslife.ru

Оставить комментарий