— Чудо не случилось, — сетует Иосиф Кобзон. — Наши молитвы и мольбы самой Леночки о спасении были тщетны.
Великая оперная певица скончалась на чужбине, в больнице Лейпцига. В Германию Елена Образцова уехала в начале декабря, отменив грандиозный концерт, посвященный своему 75-летию. Людям, купившим билеты в Кремль, возвращали деньги со словами:
— Концерт обязательно состоится, но весной.
— Врачи настояли, чтобы Елена Васильевна провела зиму в санатории на юге Германии, — объяснили в Культурном центре певицы. — Летом Образцова перенесла двухстороннее воспаление легких. В нашем холодном климате ей пока нельзя.
А на самом деле все было очень плохо! В ФРГ артистка поехала не за «климатом» — есть места и потеплее, а за спасением от чудовищной болезни — рака крови! Но последняя надежда на хваленую немецкую медицину обернулась смертью!
«Усыхаю на глазах!»
— Два года я очень сильно болею, — признавалась Елена Васильевна. Но свой страшный диагноз скрывала. Лишь уточняла: — Два раза перенесла осложненное воспаление легких. Потом бронхит был. Простуды постоянные. Всю жизнь я сидела на диетах. В день выступления вообще съедала лишь кусочек мяса. А сейчас от диеты пришлось отказаться! Да и ни к чему она — усыхаю на глазах!
И, смеясь, добавляла:
— Видите, какая я теперь изящная женщина?! Во всем нужно находить свои плюсы!
Битву за жизнь Образцова вела отчаянную. Лежала в разных клиниках, в том числе — и за границей. А выйдя оттуда, рвалась на сцену.
— Пение меня лечит, — объясняла звезда.
В конце ноября легенда мировой оперы дала свой последний, как оказалось, концерт. Сил у Елены Образцовой почти не осталось. На сцену Большого театра она вышла с чужой помощью. Вынесли кресло. Сидя в нем, дива и пела. Зал взрывался аплодисментами. Зрители никак не хотели отпускать ту, чей голос наполнял душу восторгом, и все требовали новых арий на бис. И она пела и пела, невзирая на боль и слабость.
— Сильнейшее перенапряжение на том концерте, конечно, ухудшило состояние артистки, — уверены российские специалисты. — Этим и объясняется то, что через две недели Образцова уехала в немецкую клинику. Видимо, ситуация стала уже критической.
— У Лены был лейкоз, — говорит Иосиф Кобзон. — Болезнь, как известно, неизлечимая. Но Образцова верила, что в Германии ей помогут. Да и мы тоже.
Но Царицу мировой оперы, отчаянно борющуюся с лейкемией, убила халатность врачей.
«Забери меня отсюда!»
— Ей сделали три пересадки костного мозга, — сообщил Иосиф Давыдович. — После последней хирурги ввели Елену Васильевну в искусственную кому. И больше Образцова в сознание не пришла. Увы, эти операции занесли в организм Леночки инфекцию.
— Наша звезда умерла от сепсиса, — объясняют российские врачи. — Костный мозг является источником раковых клеток. Поэтому его и заменяют донорским: предварительно стерилизуют, а потом капельно вводят пациенту. В это время иммунитет больного — почти нулевой, и любая «не та» бактерия смертельно опасна! Поэтому все делают в условиях хирургической стерильности. Но немецкие врачи умудрились занести Образцовой инфекцию.
— Жаль, что Судьба распорядилась по-своему, — горюет Иосиф Кобзон. — Лена хотела уйти на Небеса у себя на Родине. Когда последний раз я навещал ее в Лейпциге, Леночка так плакала! Говорила: «Иосиф, забери меня отсюда, пожалуйста, я хочу умереть дома, со своими собачками! Не могу больше здесь!» Увы, врачи ее не отпустили…