— По-моему, это какое-то кощунство! Готовиться к смерти можно только одним способом — не делать другим людям гадостей, не предавать, не обижать, не унижать… Не вредить, одним словом. Вот так нужно готовиться!
— Ложиться в гроб у актеров — плохая примета. Вы в такие вещи верите?— Вообще я — человек суеверный. Да, верю! У меня сбывались приметы не только в театре, но и в жизни. Однажды совершенно случайно утром лопнуло пополам зеркало. А потом… умер мой муж…
Нечисть больше не играю!
— Вам, наверное, страшно играть роли, связанные с нечистью?— Я их действительно боюсь. Дважды в своей жизни сыграла нечто подобное, и оба раза закончились печально! Сначала я снялась в фильме Юрия Кары по мистическому роману «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова. И потом сильно заболела. Но подумала: ну, совпадение — с кем не бывает? В другой раз играла Чертовку в спектакле «Бес фантазии» по Владимиру Набокову. И после этого снова загремела в больницу. И тут уж я поняла — не случайно все это! Сходила в церковь, поговорила со священником. Он и посоветовал: «Вам не надо нечисть играть, а то вы себя будете плохо чувствовать». Ну, он не сказал, что я суеверная, но на это намекнул. Мол, не надо мне тревожить мою слабую психику. (Смеется.)
— А вот некоторые актеры мистики не боятся и играют всяких чертей легко!— Это их счастье, что ничего не боятся. Но в нашей жизни так нельзя. Я приветствую одержимых и смелых людей. И счастлива, что такие есть. И на них, как говорится, надо равняться. А жить стоит все же по-своему.
— Вы в Бога верите?— Верю, я — православная.
— Как думаете, что после смерти будет? Или… Ничего? Пустота?— Я очень хочу, чтобы что-нибудь было. И верю, что будет! Смерти я не то что боюсь… Понимаю, что она неизбежна. Но, конечно, мне хочется как можно дольше оставаться на этой земле…
— А в жизни вы чего боитесь?— Я боюсь за своих сына и внука. Они — самое дорогое, что у меня есть! Хочу, чтобы у обоих все было хорошо. Не дай бог им никаких болезней или неприятностей. Это самое страшное, что может быть для меня в этой жизни.
Стану ангелом!
— Вы сказали, что после смерти «что-нибудь» будет. Как думаете, что?— Ну, сложно сказать… Думаю, что иногда я буду поглядывать на землю с небес, видеть своих сына и внука и, если Бог позволит, защищать обоих. Стану их ангелом-хранителем!
— Получается, вы верите в ад и рай?— Я верю в то, что и до, и после смерти нужно за свои ошибки отвечать. Вот я много болею. Значит, неслучайно меня так наказывают. Значит, в жизни я что-то сделала не так.
— Но в будущее вы смотрите с оптимизмом?— А куда деваться-то? Многие даже не подозревают, что мне уже скоро 75. Да я и сама не верю в это. По-моему, это просто какая-то ошибка в паспорте. Я верю своим ощущениям и даже знаю, сколько лет еще проживу. Господь ко мне милостлив…
— Наталья Леонидовна, а что вас в жизни сейчас радует?— Только любовь зрителя! Я это чувствую. Знаю, что меня помнят и любят по ролям, которые сыграла еще в советском кино. Эти фильмы люди смотрят: «Не может быть!», «Двенадцать стульев»! Но сама я свои старые картины не пересматриваю. Ностальгия бьет, и сердце щемит… Не могу!
— А сейчас чего вам не хватает?— Здоровья. Берегите его смолоду! И еще… Если с вами рядом друг, старайтесь с ним остаться как можно дольше. Ведь нет ничего страшнее в старости, чем одиночество!