Полтора месяца — и ему стукнуло бы 86. Но старуха с косой устала ждать. Врачи слишком долго не отдавали ей бывшего премьер-министра Израиля. Умереть Ариэль Шарон должен был еще в… 2006 году. Однако ушел на тот свет лишь в этом, после восьми мучительных лет… в коме!
«Позвольте отцу умереть!»
В декабре 2005-го 77-летний Шарон загремел на два дня в больницу: у него случился микроинсульт. Причиной стало… ожирение в тяжелой форме. Медики прилагали массу усилий, чтобы снизить вес Шарона. Но все было бесполезно. Глава правительства Израиля объедался вкусностями, игнорируя советы «ограничить себя в пище». Плюнул Шарон на врачей и в этот раз.
— Я уже прекрасно себя чувствую! — разозлился политик. — Вы меня «откачали» — и спасибо. А теперь выписывайте! Работать надо!
Кое-как медикам удалось уговорить высокопоставленного пациента сделать шунтирование — то есть пустить кровоток в обход забитых холестерином сосудов сердца, вшив вены с ног. Операцию назначили на 5 января. Но накануне у Шарона случился второй инсульт!
Уже в «скорой» стало ясно: дела плохи. Премьер то и дело терял сознание, его речь становилась бессвязной. А в клинике он уже не мог сам дышать. Обширное кровоизлияние в мозг не могли остановить девять часов! Из операционной нейрохирурги вышли мокрыми от пота… В последующие дни сделали еще две операции. Состояние смогли стабилизировать, но из комы политик уже не вышел.
— Врачи сделали все, что от них зависело, — говорит младший сын премьера Гилад Шарон. — Они с самого начала говорили: «Позвольте вашему отцу умереть. Ведь шансы на выздоровление не просматриваются!» Но мы с братом категорически отвергли это предложение! Ведь всегда надеешься на чудо, когда речь идет о дорогом и любимом человеке.
В результате родные сыновья обрекли бывшего премьера Израиля на… жизнь растения! И то, что пережили за восемь лет комы сам политик и его семья, не пожелаешь никому!
— Я ухаживала за Ариэлем все эти годы, — говорит Марина Лившиц, старшая медсестра медцентра имени Х. Шиба в Тель-а-Шомере, где все восемь лет лежал Шарон. — И у меня сложилось впечатление, что он все понимал! Ариэль отвечал на наши вопросы поднятием бровей, открывал и закрывал глаза, мог чуть сжать пальцы. А когда смотрел на фотографии умерших близких, видел родных и слышал их голоса, то из его глаз, бывало, даже катились слезы! Врачи не раз отмечали мозговую активность и правильную реакцию на раздражители.
Восемь лет без движения, питаться и дышать лишь при помощи специальной аппаратуры, все осознавать, но быть овощем — чудовищная пытка! А каково приходилось семье политика? Любимый отец и дедушка то ли жив, то ли мертв. А может, случится чудо, и он поправится? Добавьте сюда раздражение народа: в государстве, где каждая копейка на счету, на лечение Ариэля Шарона каждый год тратили 460 тысяч долларов из бюджета! За восемь лет набежало почти 4 миллиона «зеленых»!
Долгожданная добыча…
В начале этого года состояние пациента резко ухудшилось. Перестали работать почки и начали отказывать другие органы. И тогда члены семьи заявили, что отказываются «от медицинских процедур для продления жизни». А ведь до этого врачи то и дело оперировали Шарона, удаляя отмершие ткани желудка…
И вот через восемь лет бывшего политика оставили в покое, хотя и не отключили от оборудования, поддерживающего жизнедеятельность. Конец трагедии не заставил себя ждать. Через 10 дней Смерть пришла за своей долгожданной добычей…