Сегодня мы поднимаем бокалы в честь легендарной советской актрисы Любови Петровны Орловой. Редко чье детство обходилось без “Весны”, “Веселых ребят” и “Цирка”, не говоря уже о “Волге-Волге”, правда?)) Кинозвезда прожила довольно долгую и очень насыщенную жизнь, оставив нам незабываемые фильмы и песни. Давайте вспомним о самых интересных моментах биографии Орловой и о мифах, которые окружают ее имя.
Будущая дива советского кино появилась на свет 29 января 1902 года в Звенигороде. Родителями ее были Петр Орлов (бывший потомком тверской ветви Рюриковичей и служивший в военном ведомстве) и Евгения Сухотина (происходившая из старинного дворянского рода). Они мечтали сделать из дочери пианистку, поэтому с семи лет Любочка училась в музыкальной школе
В 1919-1922 гг. Орлова занималась в Московской консерватории, но окончить это учебное заведение так и не смогла – не было денег. Однако полученные навыки помогли Любе подрабатывать – во-первых, она преподавала музыку, а во-вторых, работала тапером в кинотеатрах – где, видимо, и поняла, что хочет стать артисткой))
Кроме того, в начале 1920-х гг. Орлова училась на хореографическом отделении Московского театрального техникума имени А.В. Луначарского и занималась актерским мастерством с режиссером Художественного театра Е.С. Телешовой
Первый сценический опыт Любовь получила в Музыкальном театре, которым руководил Владимир Немирович-Данченко. Начинала она как хористка, и лишь спустя некоторое время Орлова получила статус актрисы. Случилось это благодаря роли Периколы в одноименной оперетте (1932)
“Перикола”
“Корневилльские колокола”
С Немировичем-Данченко
Первый брак Любови продлился всего четыре года. Мужем Орловой был заместитель наркома земледелия Андрей Берзин. 4 февраля 1930 года его арестовали по “делу Чаянова” и приговорили к длительному сроку тюремного заключения. Затем актриса встречалась с австрийским импресарио по имени Франц, но до свадьбы дело не дошло
Путь в кино у Любови был тернистый. Однажды она набралась смелости и отправилась на пробы. “В киностудии попала в длинную очередь: был объявлен набор молодых исполнителей для очередной картины. С трудом скрывая свою робость, я очутилась перед режиссером – человеком со взглядом решительным и всезнающим. Когда он обратил на меня свой испытующий и пронзительный взор, я почувствовала себя как бы сплюснутой между предметными стеклами микроскопа”, – вспоминала она
“Что это у вас?” – строго спросил режиссер, указывая на мой нос. Быстро взглянула я в зеркало и увидела маленькую родинку, о которой совершенно забыла, – она никогда не причиняла мне никаких огорчений. “Ро… родинка”, – пролепетала я. “Не годится! – решительно сказал режиссер. “Но ведь…”, – попыталась я возразить. Однако он перебил меня: “Знаю, знаю! Вы играете в театре, и родинка вам не мешает. Кино – это вам не театр. В кино мешает все. Это надо понимать!” Я поняла лишь одно: в кино мне не сниматься, а поэтому надо поскорее убраться из студии и больше никогда здесь не показываться. И я дала себе клятву именно так поступить”, – вот так чуть не оборвалась кинокарьера Орловой, не успев даже начаться
Незаметно для широкой публики прошли два первых фильма с участием Любови. Это “Грушенька” (увы, он утерян) и “Петербургская ночь”
А 1933 году жизнь Орловой изменилась навсегда – она познакомилась с Григорием Александровым. Он пригласил ее в картину “Веселые ребята”, но сначала Любовь ответила отказом. “В конце концов она согласилась сниматься в моем фильме, но прежде спросила: “Я чувствую, что мы часто будем спорить. Это не помешает работе?”. Я и сам это чувствовал, но что мне оставалось делать? Я, конечно же, произнес расхожую мудрость: “В спорах рождается истина”, – говорил режиссер
Творческий союз Орловой и Александрова имел для советского кино огромное значение, и вскоре Любовь стала одной из самых популярных актрис СССР. “Александров слепил ее именно по образцу Марлен Дитрих. Скажем, в “Веселых ребятах” у неё был знаменитый цилиндр – и только в конце 60-х годов стало ясно, что это тот самый цилиндр, в каком выступала Дитрих в “Голубом ангеле”, – писал Виталий Вульф. По его словам, “страна этого не знала, страна любила Орлову”
“Они встречались в Америке и фотографировались вместе, но Орлова не любила говорить о Дитрих”, – отмечал Вульф
Судить о возможных заимствованиях мы не будем, давайте просто полюбуемся на Орлову в ее самых известных довоенных ролях…
“Цирк” (1936)
“Волга-Волга” (1938)
…и не самых известных тоже)
“Ошибка инженера Кочина” (1939)
Во время Второй мировой войны Любовь Петровна снималась в кино, ездила на фронт, встречалась с военными
“Боевой киносборник №4″
“Светлый путь” (1941)
В гостях у моряков крейсера «Молотов» в грузинском порту Поти (1942)
Сталинград. У разбитого немецкого танка (1943)
В послевоенное время Орлова служила в Государственной студии киноактера, Театре-студии киноактера и Академическом театре имени Моссовета. Самым известным фильмом актрисы после окончания Великой Отечественной войны стала “Весна”
В “Весне” снималась и великая Фаина Раневская
Дальнейшие кинороли Любови Петровны были уже не столь успешны, и Орлова сосредоточилась на театральной карьере
“Встреча на Эльбе” (1949)
“Русский сувенир” (1960)
Последняя кинороль – “Скворец и Лира” (1974)
26 января 1975 года любимица публики скончалась. Причиной смерти стал рак поджелудочной железы. Похоронена Орлова на Новодевичьем кладбище
Один из последних снимков актрисы
Множество мифов ходит об Орловой. Мы не беремся утверждать, где правда, а где ложь, но узнать мнение эксперта – в данном случае биографа актрисы Александра Хорта – всегда любопытно, правда? Во-первых, по слухам, у артистки был роман с Иосифом Сталиным. “Сталин и Орлова даже знакомы были не очень близко. Изредка встречались на каких-то приемах – не более того. Хотя молва уже в 40-е приписывала им любовную связь”, – уточняет Хорт
Во-вторых, артистка якобы очень часто прибегала к помощи пластических хирургов. “Единственную «пластику» Любовь Петровна сделала в середине 60-х в Московском институте красоты. Причем втайне от Александрова”, – настаивает биограф
А в-третьих, некоторые уверяют, что Орлова буквально каждую неделю ездила в Милан и Париж за модными новинками. “За границей Орлова была всего 14 раз, причем большая часть этих визитов пришлась на страны соцлагеря – Болгарию, Румынию, Югославию. Так что ни о каком богатом гардеробе и обилии косметики не может быть и речи”, – считает Хорт
И напоследок еще несколько фотографий прекрасной актрисы
С любимой овчаркой на даче
Орлова и Александров
С повзрослевшим героем “Цирка”
С Исааком Дунаевским
И с Чарли Чаплиным