Вы находитесь здесь: Главная > Новости > 500 эскимо: день рождения Янины Жеймо

Сегодняшняя наша именинница – Янина Болеславовна Жеймо, которую все мы знаем и любим как Золушку из одноименной сказки Надежды Кошеверовой и Михаила Шапиро, поставленной по сценарию Евгения Шварца.

“Золушка”, заметим, была одной из последних работ актрисы в кино (она играла ее в возрасте 37 лет), а все свои детство и юность будущая сказочная героиня провела в цирке. Вместе с папой, мамой и тремя сестрами она с трех лет выступала на арене с различными номерами – была наездницей, гимнасткой, балериной. После смерти отца, последовавшей в 1923 году, семейный номер развалился, и четырем девочкам Жеймо и их маме пришлось оставить цирк. Отныне они подвизались на эстраде. У Яни и ее сестры Эли был коронный номер “Музыкальные эксцентрики“, специально для которого обе выучились играть на ксилофонах: ”Странно — я нормально росла до четырнадцати лет, а потом… Я была уверена, что рост прекратился потому, что мне приходилось носить на голове тяжеленные ксилофоны, а я носила их так, чтобы не уставали руки”. – Вспоминала Янина Болеславовна.

В 15 лет Янина тайком от родных поступила учиться в ФЭКС (“Фабрика эксцентрического киноактера“) в студию Григория Козинцева и Леонида Трауберга, а уже через год дебютировала в кино в фильме ”Мишки против Юденича“. Результат ее опечалил – увидев себя на экране, Яна испытала шок – такая неестественная, и даже на себя не похожа! Мама активно подсыпала соль на раны дочери: “В цирке и на эстраде у тебя есть имя, а в кино ты кто? Первая сзади!”

Увы, во многом это замечание оказалось справедливым… Скажите честно, много ли фильмов с Жеймо, помимо “Золушки”,  вы можете назвать, не “гугля”?

Первой главной ролью Янины стала школьница в фильме “Разбудите Леночку” (1934), а огромную популярность в народе ей принесла картина “Подруги” (1935).  Поклонники ходили за Жеймо толпами и даже иногда прямо к ней домой приезжали девочки и мальчики, мечтавшие стать артистами. Потом были “Враги”, “Доктор Калюжный”, “Шел солдат с фронта”,  ”Два бойца”, “Мы с Урала“. Последние две картины вышли во время войны, в 1943 году, и после этого в течение четырех лет Янина в кино не снималась… А в 1947 году на экраны вышла “Золушка”. С момента окончания войны прошло всего два года. Всем хотелось чего то доброго и светлого – хотелось сказки! Сказку на “Ленфильме” создавали так: каждый участник съемочной группы нес из дома на площадку то, что могло пригодиться в “дворцовых интерьерах”, а платье героини сшили из обрезков. Только туфельки пришлось делать на заказ – просто потому что ни у кого не нашлось таковых 31 размера…

Казалось бы, после “Золушки” Янину должны были снимать часто и много, но почему-то этого не случилось… Она несколько лет проработала на дубляже зарубежных картин и мультфильмов, а в 1957 году уехала с мужем в Польшу… Говорят, там ей не раз предлагали сняться в кино (язык она быстро выучила), но она отказывалась. Умерла Янина Жеймо 29 декабря 1987 года в Варшаве. Похоронена на Востряковском кладбище  Москвы.

Личная жизнь “Золушки”.

Первым мужем Янины стал ее сокурсник по ФЭКСу и партнер по “Мишки против Юденича” Андрей Костричкин. Брак оказался недолгим, его не спасло даже рождение дочери, которую назвали в честь мамы Яниной. Впоследствии Янина-младшая стала литобработчиком на “Мосфильме“. Второй раз Янина вышла замуж за режиссера Йосифа Хейфица. Было это незадолго до начала Великой Отечественной. Когда началась война, Хейфиц вместе с детьми – Яниной-младшей и общим сыном Юлием (стал кинооператором) – выехал в Ташкент. Янина же осталась в Ленинграде, где ей пришлось пережить несколько месяцев Блокады. В составе концертной бригады “Ленфильма” она выступала в госпиталях, парках, скверах, а по ночам дежурила на крыше и гасила фугаски…    ”Гитлер сделал одно доброе дело — я похудела”, — шутила Жеймо.

Только в конце 1942-го ей удалось вырваться к семье в Ташкент, однако… Оказалось, Хейфицу сообщили, что Янина погибла во время бомбежки, и он, посчитав себя свободным, начал встречаться с другой женщиной. Жеймо не смогла простить мужу измены. Третьим мужем актрисы стал польский режиссер Леон Жанно, с которым она познакомилась все в том же Ташкенте. Жеймо, страдающая от неверности Хейфица, тяжело заболела, Леон взялся ухаживать за нею, да так и остался на всю жизнь…

“Золушка” – наверное, самый известный фильм Янины и ее самая известная роль. “Моя внешность — структура лица, маленький рост — определили амплуа: всю жизнь я играла девчонок-подростков. Был успех, очень большой… Когда я играла Золушку, мне было 37 лет, а героиня была ровесницей моей дочери”.

“Картина появилась на экранах в апреле 1947 года и имела успех. В июне того же года увидел на теневой стороне Невского у рыбного магазина Янечку с мужем. Жарко. Пыльно, около шести Невский полон прохожими. Янечка, маленькая, в большой соломенной шляпе, просвечивающей на солнце, в белом платье с кружевцами. Посреди разговора начинает оглядываться растерянно. И я замечаю в священном ужасе, что окружила нас толпа. И какая — тихая, добрая. Даже благоговейная. Существо из иного, праздничного мира вдруг оказалось тут, на улице. “Ножки, ножки какие!” — простонала десятиклассница с учебниками, а подруга её кивнула головой как зачарованная…” – Евгений Шварц.

“Подруги”

“Разбудите Леночку” ”И “Разбудите Леночку”, и более поздний фильм “Приключения Корзинкиной” были редкими, единичными опытами создания в советском кино жанра эксцентрической ленты с постоянным героем — зрелища изначально условного, но по своей природе близкого Янине Жеймо, единственной советской актрисе, умеющей играть в короткометражке”. – Григорий Козинцев.

“Юный Фриц”

“Песнь о счастьи”

“Моя родина”

“Мы с Урала”

“Боевой киносборник №12. Ванька”

“Горячие денечки”

Рост Янины был меньше 148 сантиметров. Скамеечку, на которую она  становилась в радиостудии, чтобы достать до микрофона, называли «жеймовочка»

“Враги”

“Два бойца”

 

“Доктор Калюжный”

“Двадцать два несчастья”

Всякое разное

“Она была создана для того, чтобы играть. А вне этого оставалась беспомощной и сердитой, как сердятся иной раз глухонемые”. – Евгений Шварц.

“Удивительно привлекательное существо Жеймо сделала десятую долю того, что могла бы. Должна бы. Все её существо — туго натянутая струнка. И всегда верно настроенная. И всегда готовая играть”. – Евгений Шварц.

С третьим мужем Леоном Жанно

 

По материалам: starslife.ru

Оставить комментарий