Сегодня, 8 апреля, давайте вспомним об эпохе немого кино. Повод для этого прекрасный – ведь именно 8 апреля 1892 года канадском Торонто родилась актриса Мэри Пикфорд. Она была не только звездой экрана и обладательницей “Оскара”, но и одним из основателей компании United Artists и Академии кинематографических искусств и наук. Короче говоря, Пикфорд – настоящая легенда Голливуда!
Настоящее имя артистки – Глэдис Мэри Смит. Она появилась на свет в Канаде, и родителями будущей любимицы публики были Джон Чарльз Смит и Шарлотта Хеннесси. К сожалению, отец актрисы был алкоголиком. Он ушел из семьи в 1895 году, а спустя три года умер, оставив жену и детей без средств к существованию
Интересно, что младшие брат и сестра Пикфорд тоже стали актерами. Что касается Мэри, то свой первый артистический опыт она получила уже в семилетнем возрасте – на сцене Princess Theatre. Случилось это так: денег у семьи почти не было, и кто-то посоветовал Шарлотте задействовать детей в театральных постановках, чтобы получить дополнительный заработок. Несмотря на то, что Хеннесси не одобряла моральные устои актеров, вскоре и она, и ее отпрыски вовсю участвовали в спектакле Princess Theater.
Маленькая Глэдис была в восторге от такой карьеры. В последующие несколько лет юная артистка принимала участие в самых разных спектаклях, в том числе в водевилях и мелодрамах. А в 1901 году семейство Смит отправилось в американские гастроли.
Спустя еще шесть лет Глэдис попала к продюсеру Дэвиду Беласко, получила новую роль и изменила имя на Мэри Пикфорд. В 1909 году актриса пробовалось в кино, но кастинг не прошла. Тем не менее, режиссер Дэвид Гриффит заприметил девушку и пригласил ее в другие проекты компании Biograph.
В картинах Biograph Пикфорд играла как главные, так и второстепенные роли, в том числе инженю, матушек, представительниц коренных народов Америки, секретарш, проституток, рабынь – в общем, всех)) Только в 1909 году Мэри снялась в 51 фильме – но тут надо напомнить, что в эпоху немого кино ленты были довольно короткие. Несмотря на то, что имена актеров Biograph в титрах не указывались, публика быстро запомнила хорошенькое личико Мэри
“Рамона” (1910)
“Такова жизнь” (1910)
В декабре 1910 года Пикфорд покинула Biograph и начала сотрудничать с Independent Moving Pictures Company, которую впоследствии поглотила студия Universal Pictures. Мэри была недовольна творческими стандартами новых работодателей и в 1912 году вернулась в Biograph. Одной из лучших ролей актрисы того периода считается “Чинящая сети” (1912)
Окончательный разрыв с Biograph случился в 1913 г., когда Пикфорд подписала контракт с Famous Players и начала сниматься в полнометражных фильмах. Звезда родилась)) Внешний вид Мэри позволял ей довольно долго играть девочек-подростков и бойких девушек, часто обездоленных. Устоять перед таким образом зрители, естественно, не могли. Похожей популярности тогда смог достичь лишь Чарли Чаплин
“Вчерашняя девушка” (1915)
В 1916 году предприимчивая актриса основала собственную Mary Pickford Company. Мэри лично выбирала роли, режиссеров и артистов, а также имела право вмешиваться в монтаж своих лент. Популярность артистки продолжала расти. “Бедная маленькая богатая девочка” (1917)
“Ребекка с фирмы Саннибрук” (1917)
“Длинноногий папочка” (1919)
Кроме того, в 1919 году Пикфорд, Чаплин, а также Дуглас Фэрбенкс и Дэвид Гриффит создали United Artists, чтобы получить контроль над собственными работами и их прокатом. “Лунатики взяли контроль над психбольницей”, – сказал тогда кто-то из голливудских боссов))
“Полианна” (1919)
“Мыльная пена” (1920)
“Маленький лорд Фаунтлерой” (1921)
С 1921-го Мэри решила сниматься только в одном фильме в год. “Тэсс из страны бурь” (1922) – римейк фильма с Пикфорд восьмилетней давности, принесшего ей тогда бешеную популярность
“Розита” (1923) стала попыткой Мэри уйти от надоевшего амплуа. Пикфорд сыграла здесь уличную певицу. Большого успеха фильм не имел, и актриса поняла, что полностью отказаться от своего образа она не сможет
“Дороти Вернон из Хэддон-Холла” (1924)
“Маленькая Анни Руни” (1925)
“Воробушки” (1926)
“Моя любимая девушка” (1927) – еще один “взрослый” образ Мэри
“Кокетка” (1929). За роль трагической красавицы Пикфорд получила “Оскар”
“Укрощение строптивой” (1929). В экранизации шекспировской комедии партнером Мэри стал ее тогдашний муж Дуглас Фэрбенкс
“Кики” (1931). Мюзикл с участием Пикфорд, увы, в прокате провалился
“Секреты” (1933) кассового успеха также не имели, поэтому Мэри решила закончить карьеру – но только актерскую
****
А что же с личной жизнью? Пикфорд выходила замуж трижды. Ее первым супругом был актер Оуэн Мур. Пара сыграла свадьбу в 1911 году, но брак развалился из-за пристрастия Мура к зеленому змию. Кроме того, Оуэна бесила популярность жены. Наконец, ходят слухи, что у Мэри был то ли аборт, то ли выкидыш, из-за которого она потеряла возможность иметь собственных детей
Отношения с супругом сходили на нет, и Мэри закрутила роман с Дугласом Фэрбенксом, который, к слову сказать, тоже был несвободен. Лишь в 1920 году Пикфорд развелась с первым мужем и смогла выйти замуж за нового возлюбленного (который освободился от уз брака годом ранее). Мэри и Дуглас считались одной из самых звездных пар тогдашнего Голливуда
Увы, но и этот союз распался – из-за пресловутых рабочих графиков. Развод состоялся в 1936 г., а всего через год Пикфорд вышла замуж в третий раз – за джазиста Чарльза Роджерса. Пара усыновила двоих детей и прожила вместе до самой смерти Мэри в 1979 году
Отношения с приемными отпрысками были у Пикфорд довольно сложные. И дочь, и сын впоследствии вспоминали, что Мэри была слишком занята собой, чтобы подарить им достаточно материнской любви
К середине 1960-х гг. актриса предпочитала вести довольно уединенный образ жизни. После ухода из кино Мэри пристрастилась к алкоголю, что не способствовало хорошему самочувствию. В 1976-м звезде вручили почетный “Оскар”, а 29 мая 1979 года Пикфорд скончалась. Ее похоронили на калифорнийском кладбище Forest Lawn
“Есть вещь, которая могла бы погубить в корне Ваши начинания – это рассматривать кино, как известного рода забаву. Искусство экрана – трудно. Чтобы пробиться, надо быть неустрашимым, искренним и честолюбивым”, – так гласит один из советов Пикфорд начинающим артистам. Еще одна рекомендация звучит следующим образом: “Не забывайте, что здесь, как и в других профессиях, только тот имеет право рассчитывать на успех, кто вкладывает в это дело все свои силы и понимание”