Пришло время вспомнить о замечательном советском актере Андрее Миронове. Родился он 7 марта, но родители указали другую дату рождения сына – 8 марта. “Андрей – подарок женщинам в Женский день 8 марта”, – так называлась реприза Марии Мироновой и Александра Менакера по поводу этой небольшой путаницы в датах)) Их сын действительно стал подарком – всему отечественному кинематографу, театру, эстраде и, конечно же, нам – зрителям.
Итак, как мы уже сказали, Андрей родился 7 марта 1941 года в Москве. В 1948-м он начал учиться в 170-й мужской школе. “В детстве и юности я большую часть времени проводил с родителями: Благодаря им мне посчастливилось общаться с замечательными актерами театра, кино, эстрады. К нам частенько заходили Михаил Зощенко, Валентин Катаев, Борис Ефимов, Вера Марецкая, Фаина Раневская: Одним из самых близких друзей нашей семьи был Леонид Осипович Утесов. Все мое детство было связано с ним, с его песнями”, – вспоминал Миронов в одном из интервью
В свою очередь, мама Андрея говорила о его детстве так: “Пожалуй, больше всего его, все-таки привлекало лицедейство”. “Мне кажется, что ему нравилось лицедействовать, но что из него получится артист, я не думала”, – признавалась она До 1950 года будущий любимец публики носил фамилию Менакер, но был вынужден стать Мироновым из-за пресловутой “пятой графы” и антиеврейской кампании, которая разгорелась в то время в СССР
Первой работой юного Андрея в кино мог стать фильм “Садко” Александра Птушко в 1952 году. Но не сложилось. А первой ролью на школьной сцене у Миронова был фон Краузе в спектакле “Русские люди”. Будущий актер учился тогда в седьмом классе. Уже в девятом он попал в школьную театральную студию, а затем – в студию Центрального детского театра. После окончания школы в 1958 году Андрей стал студентом училища имени Щукина при Вахтанговском театре
“Я никогда не колебался в выборе профессии. После окончания школы подал документы в Государственное театральное училище имени Щукина. Как и все родители, мои папа и мама желали мне добра. Видя мое стремление стать актером, они никогда меня не отговаривали. Но и не сулили “легкой жизни”, – вспоминал Миронов В 1960 году Андрей, наконец, сыграл в кино – в картине “А если это любовь?”. “На съемках царила атмосфера, близкая театральной, поэтому работалось с удовольствием”, – отмечал он
В 1962 году актер окончил учебу (с красным дипломом) и попал в Московский театр сатиры. На этой сцене Андрей играл в течение 25 лет – то есть до самой смерти. Первой ролью Миронова в театре Сатиры был Гарик в постановке (“24 часа в сутки”). Примерно в то же время актер получил предложение сняться в комедии “Три плюс два”. Во время работы над лентой у Миронова случился первый серьезный роман – с красавицей Натальей Фатеевой. Жениться на Наташе Андрею, как говорят, запретила мать Мария Владимировна Еще одним заметным фильмом 1962 года с участием Миронова был “Мой младший брат”
В следующие несколько лет Андрей успешно сочетал театральную и кинокарьеру. В 1966 году зрители увидели “Берегись автомобиля”
А в 1969 году состоялись премьеры спектакля “Безумный день, или Женитьба Фигаро” и комедии “Бриллиантовая рука” Как известно, театра и кино для Миронова было мало: он очень успешно выступал еще и на эстраде
Со сводным братом
1971-й год принес зрителям телефильм “Малыш и Карлсон, который живёт на крыше”
В 1972 году Андрей снялся в “Достоянии республики”. “Эффектную, красивую роль Миронов и сыграл очень эффектно и красиво, вполне оправдывая в финале те симпатии, которые Маркиз так легко и картинно завоевывал с момента первого же появления на экране”, – писали критики
Другими яркими работами Миронова в 1970-е гг. стали “Старики-разбойники”…
…и “Невероятные приключения итальянцев в России”
Зрителям также представили телеверсию спектакля “Безумный день, или Женитьба Фигаро”
Кроме того, Андрей сыграл в “Страницах журнала Печорина”…
…и в “Соломенной шляпке”
Во второй половине 1970-х Миронову досталась одна из своих знаковых ролей – Остапа Бендера в “12 стульях”
Оборотов артист не сбавлял, и следующими его работали стали “Обыкновенное чудо”…
…”Трое в лодке, не считая собаки” (“Александр Ширвиндт был моим педагогом в Щукинском училище. Он был также педагогом и режиссером одной из моих дипломных работ, с которой я показывался в Театре сатиры, куда и был потом принят”, – такими воспоминаниями поделился однажды актер)…
…и “Фантазии Фарятьева”. “Комедия – это, конечно, замечательно. Но не хочется, чтобы зрители воспринимали меня только как комедийного актера, актера одной краски. Берясь за эти роли, я стремился пробить брешь в сложившемся зрительском стереотипе восприятия”, – отмечал Андрей
Начало 1980-х гг. ознаменовалось великолепной работой Миронова в фильме “О бедном гусаре замолвите слово”. Да, в кадре Андрея нет, но разве можно представить себе эту ленту без его изумительного голоса за кадром?
“Ревизор” (1982)
“Сказка странствий” (1983)
“Блондинка за углом” (1984)
“Мой друг Иван Лапшин” (1984)
Последняя законченная роль – “Человек с бульвара Капуцинов” (1987)
14 августа Миронов играл в своей звездной театральной роли – в спектакле “Безумный день, или Женитьба Фигаро”. Постановку показывали в Риге. Увы, последнюю сцену Андрей не доиграл – он потерял сознание. Два дня врачи пытались спасти жизнь великого артиста, но чуда не случилось. Миронов умер на девятый день после смерти друга, коллеги и великолепного партнера по сцене – Анатолия Папанова. “Он прожил короткую, но очень насыщенную жизнь. Кто знает, может быть организм не выдержал этой насыщенности. Надо иметь крепкое, очень крепкое здоровье, чтобы выдержать такую нагрузку – и физическую, и психологическую, – ведь каждая встреча со зрителями, каждая съемка берут столько энергии и сил”, – так сказал о смерти Андрея еще один большой артист – Юрий Никулин. Миронов был похоронен 20 августа 1987 года на Ваганьковском кладбище
Свою последнюю киноработу актер завершить не успел. Озвучивать персонажа пришлось Алексею Неклюдову. “Следопыт” (1987)
Что касается личной жизни Миронова, то, как мы сказали, одной из его возлюбленных была Наталья Фатеева. Другой серьезный роман Андрея свадьбой также не закончился: он подал документы в ЗАГС вместе с Татьяной Егоровой, но в день бракосочетания у отца Миронова произошел инфаркт.
Первой супругой артиста в итоге стала Екатерина Градова. 28 мая 1973 года у них родилась дочь Мария Миронова. “Андрей был актером настоящего трагедийного таланта. Он в искусстве мог достичь необыкновенных высот. На него можно было специально писать сценарии, но поняли это, к сожалению, только комедиографы, которые использовали его односторонне. С годами мне все горше это осознавать”, – призналась Екатерина в одном из интервью
А о своей жизни с Мироновым она говорила так: “К тому, что я актриса, Андрей относился ревниво. У него было удивительно бережное отношение к жене, нежелание ее выставлять напоказ, делить с кем-то, пусть это будут даже зрители. Он хотел, чтобы я сидела дома, воспитывала детей, хотел еще и сына, мечтал назвать его Андреем. Дочка Маша и сын Андрей. (Маша назвала своего сына Андреем, нашего внука) Но, надо признаться, как бы ему этого ни хотелось, на меня он не давил, предоставил самой решать, как жить. Единственное, запретил сниматься в нескольких фильмах, потому что ему там не понравились любовные линии. Просто сказал мне: «Дорога будет в один конец», — и я смирилась”
“Раньше мой отец для меня был просто отцом, и все. Никогда не оценивала ни его, ни то, что он делает. А теперь он для меня великий артист. У него помимо таланта от Бога присутствовала наследственность, гены талантливых родителей плюс воспитание. Потрясающее, редкое сочетание — талант, чувство меры и самоирония”, – это слова Маши Мироновой
Второй женой Миронова была Лариса Голубкина. Приемной дочерью Андрея является Мария Голубкина. “Андрюша был лидером. Но к этому шел долго. Я помню его с двадцати двух лет. Он уже тогда мог развлечь компанию, все хохотали безумно от его шуток, но в основном еще как бы присматривался к ситуации, прислушивался к тому, что говорили другие. Ему самому хотелось и петь, и быть заводилой, и вести за собой людей, но он не спешил, постепенно набирал очки”, – говорила Лариса о супруге
И в конце давайте еще раз полюбуемся на любимого артиста – на этот раз на театральной сцене. “Театр для меня – каждодневный увлекательный труд. Здесь мои учителя, друзья, мое рабочее место. Без театра не мыслю свою жизнь. Судьба ко мне благосклонна – я сыграл немало ролей на сцене и экране”, – говорил Андрей
А это Миронов с друзьями-коллегами. Так видел его Юрий Богатырев
С Александром Ширвиндтом
С Михаилом Державиным
С Зиновием Гердтом
С Юрием Никулиным
С Эльдаром Рязановым
На похоронах Владимира Высоцкого
“Популярность… Слово-то какое-то сомнительное. Мы же не скажем с вами «популярный пианист Святослав Рихтер»… Хотелось бы скорее пройти через эту формулу. Такие слова, как «известный», «признанный» – приятнее, не так ли?”, – признавался Миронов
“К слову «звезда» тоже отношусь иронически. В чём проявляется эта «звёздность»? В том, что меня узнают на улице, в автобусе и на вокзале не только в Москве, но и в Норильске? Эта популярность ещё не определяет истинную значимость того, что я делаю и что сам считаю особенно важным. Популярность, как правильно заметил один умный человек, лишь поначалу кажется судьбой, потом нередко это ирония судьбы, которую до поры до времени поддерживают печать, радио, телевидение и горячность особенно преданных почитателей. Я такой же, как все. Я просто работаю, как все”, – добавлял он
“К своему пению (так это можно назвать лишь условно) я отношусь очень иронично, певцом себя никогда не считал и не считаю. Как многие простые смертные люблю петь. Мне это просто доставляет удовольствие. Многое из того, что я исполняю, становится популярным, но это заслуга не моя, а авторов песен”, – говорил актер. И завершим мы наш сегодняшний выпуск, конечно же, песней!