В июне ему исполнился бы 91 год. Но за 12 дней до этой даты Войцех Ярузельский сдался на милость Смерти. Ее приход стал для бывшего президента Польши… подарком. Последние годы генерал сильно страдал. А Господь милосердный избавил его от мук!
«Надеюсь, до этого позора не доживу!»
До 58 лет Войцех гордился своим здоровьем.
— Наследственность хорошая, — улыбался он. — Плюс закалка. Я больше двух лет пробыл в Сибири, в лагерях. И вел там правильный образ жизни: подолгу был на свежем воздухе, получал физические нагрузки — лес валил — и соблюдал очень строгую диету. Было это в 40-х, но плоды приносит до сих пор.
И лишь зимой 1981 года Первого секретаря ЦК Рабочей Партии Польши свалил сердечный приступ. В ночь на 13 декабря в ответ на массовые антиправительственные выступления Войцех Ярузельский ввел в стране военное положение.
— Это было тяжелое решение, — объяснял он. — Но необходимое. Я знал: не будет у нас танков с польскими орлами — из СССР приедут танки с красными звездами! Помню, как меня колотило и как я мечтал о пуле в лоб!
Вот тогда сердце и дало первый сбой. С тех пор проблемы с «пламенным мотором» преследовали лидера Республики до конца жизни. Поэтому врачи вживили пану Ярузельскому кардиостимулятор для разжижения крови.
В 1990 году генерал, будучи Президентом Польши, дал согласие на проведение выборов и мирно передал бразды правления лидеру оппозиции Леху Валенсе.
Казалось, теперь можно было вздохнуть спокойно. Но как бы не так! На бывшего Председателя Госсовета посыпались угрозы посадить «за преступления коммунистического режима против польского народа».
Травля шла почти 10 лет! Через какие душевные муки прошел старый солдат, остается только догадываться! Но из больниц он больше не вылезал: то сбоило сердце, то шалили легкие, из носа безостановочно шла кровь.
Но это все — «цветочки»! «Ягодки» ждали генерала в апреле 2007 года, когда Президент Лех Качиньский дал добро на процесс над Ярузельским и еще восемью деятелями социалистической Польши. Их обвинили «в введении военного положения и в руководстве преступной военной организацией».
— Я — генерал, фронтовик! — заходился в кашле Ярузельский. — Мне тягостно и больно сидеть на скамье подсудимых! Да еще по уголовной статье, предъявляемой рецидивистам и главарям банд! Надеюсь, я до приговора — этого позора! — не доживу!
И Бог услышал его. Весной 2009 года у генерала выросла на лице опухоль. Хирургам удалось убрать ее без страшных шрамов. А через два года Войцеху поставили диагноз: «рак лимфатической ткани — лимфома». Пан Ярузельский стал так плох, что «гуманное» правительство вычеркнуло его из списка обвиняемых. Но генерала это не спасло.
— Я очень плохо себя чувствую, — жаловался последний лидер ПНР в 2012 году. — Знаю, что жить мне осталось недолго. Умереть хочу дома, чтобы рядом была жена Барбара.
«Милая, перестань срамить меня»
Но продержался бывший политик еще два года! Добил старого вояку… секс-скандал, который закатила супруга. Барбара этой зимой вдруг заявила, что ее полуживая «половина»… изменяет в больнице с сиделкой! А потому — развод!
— Милая, перестань срамить меня, — умолял супругу пожилой генерал.
А врачи объяснили старушке, что дни ее мужа и так сочтены.
В апреле Ярузельскому сделали операцию на мочеиспускательном канале — удалили аденому и вставили катетер. Через 15 дней генерала хватил инсульт. Две недели Войцех провел в реанимации без сознания, подключенный к аппарату искусственного кровообращения. А потом сердце старого польского солдата остановилось…