Она преклонила колени у могильной плиты, погладила ее рукой и заплакала:
— Здравствуй, папочка. Как же долго я тебя искала…
Лариса Лужина всю жизнь мечтала найти место, где обрел вечный покой ее отец — Анатолий Иванович (†32). И долгое время казалось — это невозможно, пишет журнал «Звезды и советы».
…Ларочке было всего два года, когда началась Великая Отечественная война. Она с родителями жила в Ленинграде. Папа — штурман дальнего плавания — ушел на фронт: защищать родной город. Его ранило в 42-м. И после госпиталя Анатолия отправили домой — долечиваться. А вышло, что умирать. Это была самая страшная блокадная зима Ленинграда. Люди гибли от голода. Отец Ларисы, сам обессиленный от ран, пытался подкормить своей драгоценной хлебной пайкой жену и дочурку — только б они выжили… Мама с малышкой спаслись. А папа — нет. Его не стало в январе 1942-го.
Тогда блокадников хоронили на Пискаревском кладбище — в братских могилах. По нескольку тысяч человек в день. Работники некрополя, сами еле-еле державшиеся на ногах, фиксировали лишь количество тел. Фамилии погибших записывались через раз. И, конечно, никто не сообщал людям о том, где именно похоронены их близкие. Не до того было. Потому Лариса с мамой так и не узнали — в какой из могил Пискаревки покоится Анатолий. А отыскать спустя годы среди тонны архивных записей кладбища ту, где упомянуто его имя, не получалось… Но Лариса не сдавалась! Она обязана найти папин последний приют! Актриса приходила на кладбище и шептала: «Папочка, дай знак. Подскажи!» И однажды случилось чудо… Как-то весной она вновь бродила по аллее надгробий:
— Вдруг на одно из них села чайка. Я тут же вспомнила легенду о том, что души погибших моряков переселяются в чаек. Подумала: «Папа знак подает. Он же моряк!». Подошла к плите. И рядом увидела весенний крокус. Единственный! Больше вокруг ни травинки. Мне стало ясно — это отец. Он мне «подарил» цветочек. И это его могила…
Директор Пискаревки по просьбе Ларисы подняла документы именно на это захоронение. И… нашла в списках Анатолия Лужина.
— Спасибо, папочка, что помог отыскать тебя, — шепчет теперь актриса у надгробия. И свято верит — любимый отец слышит ее. Ведь и после смерти он не оставил свою девочку…