Над стадионом в Сочи вдруг расцвела волшебными огнями величественная люстра. И церемония закрытия Олимпиады перенесла нас на 100 лет назад — в эпоху так называемых «Русских сезонов» Сергея Дягилева. Тогда Париж, а за ним и весь мир увидели наших прекрасных балерин — Анну Павлову, Тамару Карсавину, танцора Вацлава Нижинского. И все обалдели от восхищения! Это было начало триумфа русского балета. И об этом рассказали на Олимпиаде.
Первый танец — самого Дягилева! Ирония судьбы в том, что настоящий Сергей Павлович никогда не танцевал — просто не умел! По образованию юрист, он стал тем, кого бы сейчас назвали продюсером. Но гениальным!
Влюбленный в родной балет, Дягилев мечтал показать его и всему миру. А для этого надо было вывезти звезд Большого и Мариинского театров на гастроли. Но директора насмехались над «выскочкой»:
— У нас — императорские заведения! Нашим артистам не пристало ублажать не пойми кого.
И Дягилев пошел на поклон к самим танцовщикам…
«Жар-Птица», ангел и Бог. Или Дьявол…
И вот на арене стадиона появилась Анна Павлова. В танце с балетмейстером Энрико Чекетти она рассказала, как бедная девочка стала той, кого по сей день именуют «величайшей балериной в истории»! Павлова первой получила предложение войти в труппу Дягилева. Следом он переманил из Мариинки ее «коллег» — Тамару Карсавину и Вацлава Нижинского. Нанял Михаила Фокина — постановщика, изгнанного из всех театров за «революционные идеи». И в 1909 году вывез всех за свой счет в Париж. Именно там обитала самая взыскательная и капризная публика в Европе! Если удастся покорить ее — считай, весь мир уже у тебя в кармане!..
Париж пал, когда увидел «этих русских». Никто и никогда в Европе так не танцевал! О Нижинском и его прыжках в балете «Видение Розы» написали: «Он — или Бог, или Дьявол. Раз умеет летать…»
Анна Павлова снова и снова погибала в образе «Умирающего лебедя», а публика рыдала:
— Это — не женщина. Это ангел!
А Карсавина была столь соблазнительна в образе Жар-Птицы, что парижанки побежали менять гардеробы — отныне в них появились и яркие краски!..
Сергей Дягилев еще много раз привозил «Русские сезоны» во Францию, в Германию, Великобританию и США. Он собрал лучших танцовщиков, композиторов и хореографов. И первый показал всему миру, что это такое — наш балет! И мир понял: так, как русские, не танцует больше никто! Ну разве только… боги!