В ноябре 2003 года, уходя в отставку по требованию оппозиции, 75-летний Эдуард Шеварднадзе сказал со смешком:
— Буду сидеть дома и писать мемуары!
И все эти 10 с половиной лет казался довольным своей «жизнью пенсионера всегрузинского значения». Но перед смертью он мучился от неизлечимой болезни Паркинсона и чувства вины перед своим народом!
«Готов тысячу раз покаяться!»
Михаил Саакашвили хоть и установил слежку за своим предшественником, но сильно не притеснял. Шеварднадзе назначили пенсию — 410 долларов, и жить он остался в своей резиденции в правительственном квартале Тбилиси.
Эдуард Амвросиевич не уставал критиковать Саакашвили. Того, кому он, как говорил сам, «дал путевку в большую политику» — ведь это при Шеварднадзе Миша стал сначала депутатом, а затем министром юстиции!
— Я виноват, что допустил Саакашвили к власти, — горько вздыхал бывший лидер Грузии. — Но у меня не было другого выхода, кроме как передать ему бразды правления. Тем самым я избежал кровопролития! За Саакашвили готов тысячу раз покаяться и извиниться перед своим народом! Меня это так гнетет! Чего стоит только война 2008 года в Южной Осетии! Это большая ошибка!.. Я всегда говорил: сначала надо определить, зачем и куда ты идешь. И лишь потом отправляться в дорогу…
На пенсии последний министр иностранных дел СССР много читал, успевал комментировать события в Грузии и за границей и провел много часов за письменным столом. У Шеварднадзе вышло несколько книг с воспоминаниями. И не только на родине, но и в Европе и России.
— Мы были в гостях у Эдуарда Амвросиевича в 2011 году, — вспоминает певица Диана Гурцкая. — Шеварднадзе угощал нас чачей собственного приготовления и долго разговаривал на разные темы. Собеседник он очень интересный! И мыслей тогда не возникло спросить о самочувствии, так как выглядел Эдуард Амвросиевич очень бодрым. Был деятелен, весел и много шутил.
«Никак не умру я! Что поделать?»
А оказалось, что здоровье дало сбой еще в 2004 году, когда у политика умерла любимая жена Нанули. С ней Шеварднадзе прожил 53 года. С того «самого черного дня» и начала развиваться проклятая болезнь Паркинсона. У когда-то всесильного министра иностранных дел самой большой страны стали трястись руки и ноги. Передвигался он с трудом и плохо спал. Но находил в себе мужество делать вид, что «все в порядке», терпел мучения, соблюдал режим да еще и хвастался:
— Мое сердце и разум не собираются стареть! У меня есть моя спасительница — врач-кардиолог Гулико Чапидзе. Это ее заслуга, что я все еще держусь молодцом.
Но по Грузии то и дело ползли слухи, что Шеварднадзе при смерти из-за рака простаты. Доктор Чапидзе это опровергала:
— Онкологии нет. Об этом шла речь в 1998 году.
Сам же политик с юмором говорил:
— Никак не умру я! Что могу поделать? Не стреляться же! — намекая на то, что нынешней власти он был неугоден, отсюда, дескать, и «ноги» у сплетен растут.
Шеварднадзе даже сочинил четверостишие:
«Проживу еще долго, по-прежнему буду титаном, а умру — знайте, розы не приносите!» — это был намек на «революцию роз», сместившую его с поста лидера государства.
Но были в эти годы у Эдуарда Амвросиевича и моменты радости. Его последним утешением стали светлые воспоминания о любимой жене и общение с детьми, внуками и правнуками. В их окружении бывший Президент Грузии и ушел на Небеса…