Прощание с Михаилом Калашниковым прошло сначала в Ижевске, где изобретатель работал почти 60 лет. В Удмуртии из-за смерти оружейника объявили двухдневный траур. Более 60 тысяч человек пришли проводить своего знаменитого земляка в последний путь.
«Работайте для своей страны»
— Калашников всегда был знаком высочайшего качества, эффективности и надежности, — сказал в Ижевске вице-премьер России Дмитрий Рогозин.
— Имя Калашникова будет жить вне зависимости от него. Оно будет представлять нашу страну. И нельзя сказать, что эпоха Калашникова уходит. Наоборот. Школа российских оружейников, созданная им, концерн «Калашников» будет жить и приумножать славу России, славу русского народа! Вечная память и вечная слава!
Затем гроб с телом человека-легенды переправили в Москву, чтобы предать земле на Федеральном военном мемориальном кладбище, созданном для увековечения памяти военнослужащих и граждан, погибших при защите Отечества, а также имевших особые заслуги перед страной.
Президент Владимир Путин, министр обороны Сергей Шойгу и другие высокопоставленные лица приехали отдать дань уважения великому защитнику нашей Родины. Путин не стал говорить пафосных речей, а лишь возложил к гробу бордовые розы и постоял в минуте молчания. Затем Президент пообщался с семьей изобретателя — сыном Виктором, тоже конструктором стрелкового оружия, дочерьми Еленой и Нелли. Путин выразил им свои соболезнования.
Гроб с телом Калашникова, накрытый флагом страны, со всеми воинскими почестями, на оружейном лафете отвезли к месту захоронения. Михаил Калашников ушел на небо под залпы своих знаменитых автоматов.
Многие присутствующие вспомнили в этот момент напутственные слова Михаила Тимофеевича всем нам.
— Работайте для своей страны! — просил он. — Ведь это значит работать для людей, которые в ней живут. Поверьте, в жизни это — самое важное!
«Повинен ли я в смерти?»
А еще выяснилось, что Калашникова всю жизнь все-таки мучила совесть из-за его изобретения. Полгода назад он даже написал письмо по этому поводу Патриарху Кириллу.
«Коль мой автомат лишал людей жизни, стало быть, и я, христианин и православный, повинен в смерти людей, пусть даже и врага? — переживал Михаил Тимофеевич. — Чем больше живу, тем чаще этот вопрос сверлит мне мозг, тем глубже я забираюсь в своих размышлениях, зачем Всевышний допустил дьявольские желания у человека — зависть, жадность и агрессию. Увеличивается количество храмов и монастырей, а зло все равно не убывает! Добро и зло соседствуют, борются и, что совсем страшно, — смиряются друг с другом в душах людей».
Что ответил ему Кирилл, неизвестно, но в Патриархии заверили, что Русская православная церковь поддерживает и конструкторов оружия, и тех, кто его применяет для защиты Отечества.