— Перед дамами я благоговею, — признавался Тодоровский. — Женская душа — неразгаданная тайна, в которую так хочется проникнуть! Сердце женщины — бесценная сокровищница для режиссера!
Но в жизни самого 87-летнего Петра Ефимовича была лишь одна «прекрасная леди», которую он называл большой любовью. Его вторая жена Мира…
Безумный одесский роман
Первой супругой Тодоровского была звезда советского кино Надежда Чередниченко.
— У нас был безумный одесский роман, — вспоминал режиссер. — Отношения развивались стремительно, и, едва вернувшись в Москву, мы расписались. Но я знал: это ненадолго.
Петр считал, что «сел не в свои сани». Кто — его жена, и кто — он? Кинооператор из провинции с окладом 120 рублей! А Чередниченко — знаменитость, живущая в огромной квартире на Котельнической набережной, имеющая «Волгу» и дачу в Абхазии!
— Еще Надя настаивала: «Брось кино!», — вспоминал Петр Тодоровский. — Хотела, чтобы я учился пению… Меня это бесило. В общем, мы разбежались.
Расставание было легким, без слез. И до самой смерти Петра Ефимовича Чередниченко была его хорошим другом.
А в 1961 году, почти сразу после развода, будущий режиссер встретил Миру.
— Я была студенткой Института инженеров морского флота, — с грустью вспоминает 79-летняя Мира Григорьевна. — А Петя — уже знаменитый в Одессе кинооператор. Жених — завидный, все красивые одесситки сохли по нему! И тут я, нищая девочка из общежития. Не знаю, как он меня высмотрел. Девчонки недоумевали: «С чего это вдруг он на ней женился?!»
Мира танцевала в студенческом ансамбле, который взял в репертуар две песни Тодоровского. На репетиции Петр и «высмотрел» свою Миру!
Позднее он ей признается:
— Ты покорила меня с первого взгляда…
— Замуж Петя предложил мне выйти… через день после знакомства! — вспоминает Тодоровская. — Я спросила: «Можно, я для приличия немного поломаюсь?» А он: «Некогда! Нам с тобой надо в Ленинград, у меня там съемки начинаются!»
— Да побоялся, что пока я буду в киноэкспедиции, Миру кто-нибудь уведет! — смеялся Петр Ефимович.
Свадьба в чужом доме
Деньги на свадьбу собирали всей съемочной группой! Но на ресторан все равно не хватило.
— И тогда сценарист Григорий Поженян заявил: «Отмечать будем у моего друга!» — вспоминал мэтр. — И в назначенный час вся наша киногруппа, а это 20 человек, ввалилась в чужую квартиру! Ее хозяином оказался драматург Александр Володин. С тех пор он стал нам другом.
…Семью Тодоровских можно было назвать идеальной. Через год у пары родился сын Валера, который тоже стал кинорежиссером. Он подарил отцу и матери трех внуков: Петра, Катерину и Зою.
— Мира — мое всё! — любил повторять Тодоровский. — Любовница, жена, мать моего сына, друг, соратник (Мира Григорьевна продюсировала многие его фильмы. — Прим. ред.) и даже врач!
Они прожили в браке 52 года. И за это время Тодоровский ни разу не изменил жене.
— А ведь Петя был очень хорош собой, — печально улыбается Мира Григорьевна. — И женщины вешались на него гроздьями! Но муж посмеивался: «Не нужны мне эти романы. Во-первых, у меня есть ты. А во-вторых, актрисы, «захомутав» режиссера, начинают им командовать!»
Два года назад Петр Ефимович и Мира Григорьевна отметили свою золотую свадьбу. Он мечтал дожить до изумрудной — 55 лет. Но, увы, три года не хватило — смерть распорядилась по-своему…