11 марта 1926 года родился Георгий Юматов – кумир миллионов, одна из крупнейших звезд отечественного кинематографа, которая сияла особенно ярко в 50-70 годах прошлого века.
В отличие от своего друга и партнера по нескольким чудесным фильмам Василия Ланового, Юматов не обладал аристократической красотой. Для советских людей он был своим парнем из народа, “одним из нас” – как в названии одной из его картин. Вот странно, ведь Василий был из украинских крестьян, а Георгий – коренной москвич из профессорской семьи. В некоторых источниках, однако, пишут, что семейство у Юматова было самое что ни на есть простое, рабочее.
С друзьями по Военно-морской школе. Юматов учился здесь в 1941-1942 годах.
Как бы там ни было, сам он не мечтал ни о профессуре, ни о станке. Юного Жору (так его называли практически все, за исключением жены – та предпочитала кликать его Жоржем) влекло море! В 1941 году он поступил в Военно-морскую школу, а потом… началась война. Сроки обучения сильно сократились – фронту требовались все новые бойцы, и уже через год 16-летний Жора Юматов стал юнгой на торпедном катере, а затем его рулевым. В составе Азовской и Дунайской флотилий он брал Измаил, Бухарест, Будапешт и Вену. Среди его боевых наград орден Отечественной войны II степени, матросская медаль Ушакова, медали «За взятие Будапешта», «За взятие Вены», «За победу над Германией». Несколько раз Юматов был ранен (помните сцену в “Офицерах“? Все эти шрамы на его теле – настоящие!).
Жора Юматов в 1943 году
После войны возвратившись в столицу, Юматов попал с корабля на бал. Красивого морячка с увешанной медалями грудью заприметил режиссер Григорий Александров и пригласил в эпизод знаменитого фильма “Весна”. 5 секунд времени и одно слово: “Разрешите?” – такой была его первая роль. “Надо же, – шутил потом Александров, – как Юматов пришел в кино. Разрешения попросил!”
И кино впустило новичка в свой мир – больше того: приняло с распростертыми объятиями!
Александров принял участие в дальнешей судьбе Юматова-актера и порекомендовал его мэтру Сергею Герасимову, который как раз набирал во ВГИКе свой первый курс. “А чему мне его учить? – Был вердикт Сергея Аполлинариевича. – Самородок!” Герасимов сам отвел Жору в Театр киноактера, а позже взял в свою картину «Молодая гвардия», где играл почти весь его курс. Именно с этой картины и началась настоящая кинокарьера Юматова.
“Молодая гвардия”
Но подлинная слава пришла к Юматову в 50-х: Виктор Ермолаев («Адмирал Нахимов», «Корабли штурмуют бастионы», 1953), Сашко Козырь (“Герои Шипки”, 1954), Задоров («Педагогическая поэма», 1955), Степан Огурцов («Разные судьбы», 1956), Степан Барабаш («Они были первыми», 1956) – все это он, везде такой разный, но одинаково прекрасный.
“Разные судьбы”
Лихой казак Сашко в “Героях Шипки”
“Они были первыми” – пробы
И фильм
“Педагогическая поэма”
С Иваном Переверзевым (адмирал Ушаков) в ”Корабли штурмуют бастионы”
С Владимиром Высоцким в “Стряпухе”
Венька Малышев в “Жестокости” по роману Павла Нилина
“Опасные гастроли”
В 1971-ом на экраны вышли “Офицеры” – наверное, самый любимый народом фильм с участием Юматова
Вон он каков – красноармеец Алексей Трофимов, гордый обладатель красных революционных шаровар!
И генерал Трофимов
“Если есть паруса”
“Не забудь… станция Луговая”
“Один из нас”
“Не может быть”
Пробы Юматова к “Белому солнцу пустыни”. Роль Сухова он так и не сыграл – по собственной вине. Режиссер Владимир Мотыль сразу предупредил: “Если запьешь – сниматься не будешь!” Но…
“Жора мечтал об этой роли, это же он придумал Сухова от начала и до конца! – вспоминает Вера Линдт. – Но тут перед самыми съемками пришла ужасная новость: погиб режиссер Курихин, Жора снимался у него в картине “Не забудь… станция Луговая”. Ехал на новой машине с семьей в Прибалтику и заснул за рулем… Жора был потрясен – эту самую машину он сам помогал ему покупать. И Юматов, и так клявший себя за эту смерть, не выдержал, развязал. Утром его увидел помощник режиссера и тут же доложил Мотылю. “Договор был? Был. Так что извини”.
Проявил, так сказать, приципиальность и непоколебимость, а ведь изначально никого, кроме Юматова в партии Сухова не видел и никого другого даже не пробовал. В итоге Суховым стал Анатолий Кузнецов, и был в его шкуре убедительно хорош. Но как все же хотелось бы увидеть юматовский вариант!
“Петровка, 38″, а затем “Огарева, 6″ опять свели вместе Юматова и Ланового
Во ВГИКе Юматов встретил свою первую единственную жену – Музу Крепкогорскую. Она была дочерью аккомпаниатора Федора Шаляпина, который в конце 30-х годов повесился, опасаясь репрессий. После этого сосредоточием всей жизни матери Музы стала ее дочка – самая красивая, самая умная, самая талантливая и… донельзя избалованная. Юматов же этого не замечал: он по уши влюбился в кудрявую блондинку (на самом-то деле она красила волосы) с дивными ямочками на щеках. Они не только учились вместе, но и снимались у Герасимова в “Молодой гвардии“. Муза претендовала на роль Любы Шевцовой, но ее получила Инна Макарова – Муза была уверена, что через постель… Так или иначе, а сыграла Крепкогорская в итоге предательницу, что, по ее мнению, и сгубило ее дальнейшую карьеру: никто после этого не предлагал ей большие серьезные роли. Зато звезда ее мужа стремительно восходила…
Говорят, однако, что звездой он был только на экране, а в их доме царствовала капризная Муза. Юматов сам стирал свою одежду, сам готовил (если Муза не удостаивала его обедом из покупных дешевых котлет). Муза же тратила заработанные им деньги на новые цацки для себя и украшения для квартиры, собирала шумные вечеринки и все ждала Большую Роль. Так ей хотелось славы, что она не решалась забеременеть: вдруг в кино позовут, а она на сносях? После позднего аборта (Юматов узнал об этом случайно, поехал в больницу и … не успел) она навсегда лишилась возможности иметь детей. После этого несколько лет они с Жорой прожили врозь, каждый имел какие-то свои увлечения, но… видимо, все же это была любовь. Они вновь сошлись и не расставались уже до его смерти. Муза пережила его на два с половиной года.
С женой в собственной квартире за год до смерти.
Ни для кого не секрет, что Юматов пил… Встречи с друзьями зачастую превращались в недельные запои. Кончалось все завязками, и тогда Юматов становился невыносим: всем он был недоволен, ничто его не радовало. Кроме собак. Этих животных он обожал, вечно сам подбирал и нес домой бездомных дворняжек. А еще им с Музой их постоянно дарили и подбрасывали… Говорят, во время войны дворняга спасла Юматову жизнь: испугавшись грохота, бросилась в воду с борта катера, Юматов – за ней, вылавливать. И в это время в катер прямым попаданием угодил снаряд. Почти все погибли…
И, в-общем- то из-за собаки Юматов однажды попал под арест. Так, по всяком случае, утверждает официальная версия. В марте 1994 года актер застрелил из охотничьего ружья дворника-азейрбайджанца. Тот помогал актеру похоронить его любимую дворняжку Фроську. После мужчины пошли домой к Юматову, выпили… Из-за чего возникла ссора, доподлинно неизвестно (говорили, что гость будто бы сказал, что лучше б в Великую Отечественную победили немцы, чего фронтовик Юматов не смог снести), но дворник погиб… Юматов признался в его убийстве и оказался под стражей. Два месяца он провел в СИЗО, пока его адвокат пытался доказать, что артист всего лишь превысил меры самообороны. Его выпустили под подписку о невыезде, а следующем году Юматов попал под амнистию по случаю 50-летия Победы… Вскоре дело было прекращено.
И просто Юматов – студийные портреты и кадры из различных фильмов
“После тюрьмы Юматов прожил чуть больше двух лет, – рассказывает друг семьи драматург Виктор Мережко. – У него была аневризма брюшной аорты, он перенес тяжелейшую операцию. Когда через год у него снова пошла кровь, врач сказал, что вторую операцию он не выдержит и остается только ждать смерти. За несколько дней до смерти Жора сильно сдал, заметно осунулся и похудел.”
4 октября 1997 года Георгий Юматов умер от кровотечения… Его похоронили на Ваганьковском кладбище в могиле его тещи – просто поставили его гроб сверху… Теперь здесь с ними лежит и Муза Крепкогорская.