— Я родился ровно за неделю до войны, — рассказывал Александр Потапов. — Маму выписали из роддома. Она принесла меня домой, положила на кровать и тут по радио объявили о нападении фашистской Германии на Советский Союз.
Отец Потапова был военным летчиком. Его сразу назначили командиром эскадрильи и отправили на фронт.
— Папа рассказывал, что не хватало ни людей, ни самолетов. Многие летчики, возвращаясь с задания, не могли себя заставить снова сесть за штурвал — так было страшно! — вспоминал Александр Сергеевич. — Как-то раз отступали с аэродрома, отец уходил с последним грузовиком, и немецкий самолет сбросил точно на их машину бомбу! Батя выжил чудом! Позже он был тяжело ранен и под Севастополем. Но снова вернулся в строй и получил два ордена Ленина за боевые заслуги.
Стрелял в немцев из рогатки
Пока отец будущего актера воевал, маму с детьми эвакуировали из Москвы. При этом потерялся старший сын.
— Когда началась бомбежка, детский сад, в который Вовка ходил, срочно стали спасать, — рассказывал Александр Потапов. — Детей погрузили в эшелон и отправили в Казахстан. А по дороге поезд разбомбили немцы, и выживших детей распределили кого-куда. Вовке тогда три года было. Так мама его и потеряла. Нашелся брат уже в конце войны. Случайно. Бабушка оказалась в Уфе и увидела на улице колонну ребятни из детдома. Посмотрела и вскрикнула: «Это же наш Вовка идет!» Подбежала — точно он! Как малыш оказался в столице Башкирии — неизвестно. Но у меня снова появился брат! У него был тяжелый рахит, в шесть лет мальчик ходил с трудом. Хлебнул горя в отличие от меня! А вот я был счастлив! Прекрасно помню 44-й год и колонны пленных немцев, которых гнали по Москве! А мы стреляли по ним из рогаток! И салют Победы помню. Во дворе на качелях качался, и ка-а-ак бабахнет! — я даже с перепугу упал.
«Собрался в шуты!»
После войны отец Саши стал главным инженером авиационного завода в Уфе. Там выпускали Ил-2.
— Выглядел папа шикарно. Особенно в военной форме. Грудь — в ремнях, ордена-медали, да еще и личное оружие. Конечно, для меня он был героем! — вспоминал актер. — Я и сам мечтал стать военным.
Саша закончил Суворовское училище. Потом поступил в Военную академию имени Н. Жуковского. Делал успехи в спорте. Отец к тому времени уже побывал во Вьетнаме главным военным советником, стал генералом и заведовал отделом в Госкомитете по внешним экономическим связям при Совете министров СССР.
— Папа говорил: «Окончишь академию — будешь военным атташе в Аргентине», — делился Потапов. — И вдруг что-то во мне сломалось. Я устал от армии, от подчинения. Захотелось красивой жизни и элементарно высыпаться. И я решил пойти в актеры!
Отец был в ужасе! Какой позор на его седину! Мало того что старший подался в медицину, так еще и младший не хочет продолжать династию — собрался в шуты! Родителю наперекор!
— Для папы это стало трагедией, — признавался Александр. — И он выгнал меня из дома, когда я решил стать актером! Сказал: «Если ты — такой самостоятельный, то сам и проживешь!» Мама, как верная жена офицера, встала на его сторону.
А затем отец смирился…
Вот при такой «поддержке» Александр и пошел покорять Щепкинское театральное училище.
— А у меня с детства было заикание, которое я научился контролировать, — вспоминал актер. — Но на третьем туре при поступлении вдруг не смог сказать ни слова! В приемной комиссии посмеялись и сказали: «Всё! Иди!» Я понял, что провалился. Ужас был жуткий! Ведь из Военной академии меня уже отчислили. Как показаться родителям после такого провала? Но потом оказалось, меня взяли! Год я жил в общежитии. А затем отец смирился. Куда было деваться? Позже коллеги рассказали, как однажды на мой спектакль, когда я уже стал известным, пришли мои родители. И каждый раз, когда зрители аплодировали мне, мама оборачивалась и гордо говорила: «Это мой сын!» А отец довольно улыбался.