— Актерская работа — очень тяжелая. Требует напряжения всех сил. Чтобы сердце — на разрыв! Поэтому и несчастья случаются, — объяснял Александр Потапов.
Он знал, о чем говорил. Его лучшего друга со студенческой скамьи — Виталия Соломина — инсульт сразил на сцене прямо на глазах у Потапова!
— Мы играли спектакль «Свадьба Кречинского». И вот я смотрю, Виталя покачнулся, потом как-то странно стал играть, — вспоминал Александр Сергеевич. — А когда опустили занавес, сел на стул и всё! Инсульт! Но почти час продержался до конца спектакля — только на невероятной силе воли!
Точно так же фанатично и экспрессивно играл сам Потапов. В фильме «Экипаж» у него была небольшая, но яркая роль нового мужа стервы жены второго пилота Ненарокова. Александр покорил зрителей своим жизнелюбием и энергией.
А как он играл в Малом театре! Например, Городничего в спектакле «Ревизор». Эмоции зашкаливали, и этот накал страстей актер не сбавлял в течение четырех часов! Никто не догадывался, что на самом деле у Потапова — больное сердце.
«Чувствую, что задыхаюсь!»
— Проблемы со здоровьем начались на пике карьеры, — признавался Александр Сергеевич. — В 1989 году меня пригласили на главную роль в Голливуд! Снимали советско-американскую картину «Пленник земли». Вторую главную роль играл американец Сэм Уотерстон, а в эпизоде снялся даже Роберт Де Ниро! Ну вы представляете, что я чувствовал? Думал, весь мир у меня в кармане! Со скандалом ушел из театра и поехал в Америку.
Но силы свои не рассчитал. Зима. Аляска. Сложные съемки. А тут еще — роль на английском языке, которую нужно было зубрить.
— Нервы на пределе, — вспоминал Потапов. — К тому же даже поговорить не с кем. Очень тяжело и физически, и морально. Организм намекал, что надо отдохнуть. На съемках спрыгиваю, к примеру, с вертолета, иду по глубокому снегу и чувствую, что задыхаюсь. Конечно, надо было бежать к врачу, но мы же — русские люди! Подумал: «Выпью вечером водки и отосплюсь». Кончилось всё тем, что я потерял сознание прямо на съемочной площадке! Заработал спазм сосудов и просто тяжелейший инфаркт! Первое, что увидел, когда открыл глаза, это лицо страхового агента. Он чуть ли не обнюхивал меня, пытаясь понять, а не притворяюсь ли я. Медицинская страховка там — внушительная! Хорошо, что перед поездкой я обследовался…
Играть, халтуря, он не умел…
— Очень необычный случай, — сказал актеру американский врач. — Мы проверили ваши сосуды. Они — в порядке. Значит, это спазм из-за стресса.
— Скорее всего, так оно и было, — соглашался Александр Потапов. — А фильм мы потом досняли, и я даже попал с ним на Каннский кинофестиваль. Но инфаркт стал хорошим уроком. Я понял, что самое важное — не рваться вперед, а просто работать в команде, дарить людям радость. В театр, в итоге, я вернулся.
Однако с тех пор больное сердце актера то и дело подводило.
— Если человек один раз перенес тяжелый инфаркт, то его сердечная мышца уже частично поражена, ослаблена, и есть большой шанс, что все снова повторится, — объясняют врачи. — Даже любой приступ стенокардии или сбой сердечного ритма может закончиться смертью.
По словам родственников, Александр Потапов пережил несколько инфарктов, у него была мерцательная аритмия, поэтому актеру поставили кардиостимулятор. Медики предупреждали, чтобы артист берег себя. В идеале — ушел бы из театра, ведь хорошая игра требует максимальной эмоциональной отдачи. Адреналин при этом хлещет через край, давление растет, пульс учащается. Всё это — условия для развития приступа стенокардии. А повышенное давление ведет к образованию атеросклеротических бляшек, сужению просвета и повреждению стенок сосудов. Любой сгусток крови — тромб — может стать фатальным. Но Александр Потапов не хотел бросать любимую профессию.
— Играть вполсилы, халтуря, он — ученик старой актерской школы — не умел и не мог, — говорит жена Наталья. — Все пропускал через душу и уже надорванное сердце! На «Ревизора», в театр, я его провожала, как на фронт!
Актер боялся умереть на сцене, но предотвратить свою смерть не мог… После очередного эмоционального спектакля и ужина с семьей и близкими друзьями Александр Сергеевич пошел спать. И утром во сне умер от повторного инфаркта. Сердце 73-летней звезды не выдержало нагрузки, как и предупреждали врачи…