«Я слишком люблю вас! Ваши глаза меня преследуют. А от улыбки мучительно сжимается сердце. Ваше атлетическое телосложение покоряет меня!» — такие, полные страсти, письма стали писать Анатолию Кузнецову со всей страны, как только фильм «Белое солнце пустыни» вышел на киноэкраны.
Тогда в товарища Сухова влюбились тысячи женщин Советского Союза. Но актер, как и его герой в картине, соблазнам не поддался и был верен своей «Катерине Матвеевне» — Александре Ляпидевской.
«Он ко мне, как на танке, подъехал»
— В юности я был ужасно стеснительным, — признавался Кузнецов. — Пригласить девушку на танец было для меня мучением. Я обязательно наступал ей на ноги и краснел.
Серьезно влюбился он лишь в Школе-студии при МХАТ. Но чувство оказалось безответным.
— Толику очень нравилась Аня Горюнова. Но она выбрала Петю Фоменко. Толя так плакал, так переживал! — вспоминает актриса Людмила Иванова.
А потом Кузнецов встретил Сашу Ляпидевскую с режиссерского факультета. И пропал!..
Аля дружила с Галей Волчек, с которой Толя учился на одном курсе. И Кузнецов стал действовать решительно! Куда только делась его застенчивость?
— Звонит мне Галя и говорит: «Мы тут с Толей Кузнецовым сидим, приходи к нам», — вспоминает Александра Анатольевна. — Потом Толя взял трубку: «Аля, я вас прошу, пожалуйста, приезжайте». Ну, я и поехала. Правда, в первое наше свидание он чуть все не испортил. Начал вдруг говорить, какие красивые у меня колени, а потом — раз за них рукой! Я говорю: «Тише, тише…» В общем, он ко мне, как на танке, подъехал. Никакой робости и в помине не было.
После этого вечера Анатолий и Александра стали встречаться.
— Помню, мы стояли на улице. Шел снег. Зима. Мы целовались. Он вдруг спрашивает: «А ты дома бываешь одна?» Я говорю: «Нет». — «А можешь ко мне приехать?» Я приехала — и он признался мне в любви.
Александра решила познакомить ухажера с родителями. О том, что ее отец — легендарный летчик, первый Герой Советского Союза Анатолий Ляпидевский, Кузнецов не догадывался. А узнав, сильно волновался. Но генералу жених понравился.
— Алины родители стали нашими друзьями на всю жизнь, — признавался Кузнецов.
В 1956 году актер поехал в Киев сниматься в фильме «Путешествие в молодость». И так соскучился по любимой, что взял билет и вернулся назад в Москву — за невестой.
— Пожениться сейчас не успеем, — сообщил Толик будущим тестю и теще, — но считайте нас мужем и женой. Я ее забираю в Киев. А свадьбу сыграем, как только вернемся со съемок.
И Аля, схватив чемодан, отправилась за любимым на Украину.
— 1956 год был самым счастливым, — признавался актер. — Ту киевскую весну я вспоминаю как лучшую в своей жизни.
Тогда они еще не знали, что проживут вместе целых 58 лет! Слава «товарища Сухова» не разрушила их брак. К письмам фанаток Александра мужа не ревновала. А… бережно хранила их на чердаке на даче.
— Сейчас на старости лет перечитываю те любовные послания! — хвастался Кузнецов. — Меня как-то спросили: «Неужели вы никогда не изменяли жене?» Я говорю: «Нет! Потому что не хотелось!» Так оно и было. Я сам письма писал жене со съемок, как товарищ Сухов своей Катерине Матвеевне.
Единое целое разорвали пополам…
Дочка Ира родилась, когда обоим было уже за 40.
— Мы семь месяцев вместе ни капли спиртного в рот не брали, чтобы ребеночек здоровый был, — вспоминает Александра Ляпидевская. — А когда Иринка появилась, мы ее друг у друга выхватывали — кто пеленать будет, а кто кормить… Толя — удивительно нежный отец… Я была с ним счастливой женщиной! Любила и была любимой, — начинает плакать Александра Анатольевна. — А после смерти мужа словно единое целое разорвали пополам.